Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
с участием представителей: |
М.В. Мельникова
А.Г. Киселевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
уполномоченного органа - администрации Гурьевского городского округа |
В.Ф. Ларина
|
представителя по доверенности;
|
в отсутствие представителей заказчика - МБУ "Благоустройство" и заявителя - ООО "Контракт", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (вх. N 5304 от 09.08.2018) (далее - Заявитель) на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - администрации Гурьевского городского округа (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300002618000147) на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия на территории Гурьевского городского округа (5 этап) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.08.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В информационной карте документации об Аукционе указан неверный срок окончания предоставления разъяснения участникам закупки.
В документации об аукционе установлен сокращенный срок подачи заявок на участие в Аукционе.
При описании объекта закупки в документации установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства по позиции технического задания "Асфальтобетонная смесь".
В документации об Аукционе не установлены обязательные требования в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В документации об Аукционе неверно установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Просит аннулировать результаты проведения электронного аукциона.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Признает нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части неустановления обязательных требований к содержанию контракта.
В пункте 5.1.1 проекта контракта содержится отсылка к нормативному документу, регламентирующему расчет размеров штрафов: "Расчет неустойки (пени, штраф) определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042", в связи с чем доводы жалобы на установление неверных размеров штрафов является необоснованными.
В части описание объекта закупки Заказчик строго руководствовался требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Признает наличие технической ошибки при установлении срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе и сроков направления заказчику запроса о разъяснении положений документации об Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
26.07.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта 3 300 000,00 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В силу пункта 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В разделе 4 "Проект контакта" документации об электронном аукционе (далее - Проект контракта) установлено следующее:
5.1. Ответственность Генерального подрядчика.
5.1.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки выполнения Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока выполнения обязательства.
Расчет неустойки (пени, штраф) определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
Пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генеральным подрядчиком.
Штрафы начисляются за ненадлежащее выполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки выполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 3 процента цены Контракта.
5.1.3. Начисление неустойки (пени) и штрафов осуществляется Заказчиком по каждому факту выявления нарушений.
5.2. Ответственность Заказчика.
В случае просрочки оплаты по Контракту Генеральный подрядчик вправе потребовать уплаты пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств в виде фиксированной суммы: 1 000 руб.
Таким образом, Заказчиком установлены размеры штрафов для сторон исключительно для цены контракта, не превышающей 3 млн. рублей, при одновременном отсутствии установления размеров штрафов для сторон в случае цены контракта превышающей 3 миллиона рублей.
При этом Комиссия учитывает, что согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Поскольку на момент формирования Заказчиком документации об аукционе предполагаемая цена контракта не может быть известна сторонам, а также учитывая вариативность установленных законодателем размеров штрафов для сторон контракта в зависимости от окончательной цены контракта, на данной стадии (разработки документации) закупочной процедуры Проект контракта Заказчика не может содержать одну конкретную фиксированную сумму штрафов, а должен учитывать все возможные варианты цены контракта, необходимые для расчета вышеуказанных штрафов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования частей 4, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок..
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения подрядчика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, работы, услуги которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При описании объекта закупки Заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, указаны значимые для Заказчика функциональные, технические, качественные характеристики товаров.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В разделе III "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
Nп/п |
Наименование товара |
Характеристика |
Требуемые максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться |
1 |
Асфальтобетонная смесь |
Песчаная, горячая, для плотного асфальтобетона крупнозернистая, плотная, марка II, тип В |
наличие |
Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С, МПа |
Не менее 1,2 |
||
Водостойкость |
Не менее 0,85 |
||
Сдвигоустойчивость по: коэффициенту внутреннего трения |
Не менее 0,76 |
Согласно пояснениям Заказчика, установление в Техническом задании вышеуказанных требований к асфальтобетонной смеси обусловлено потребностью при выполнении работ именно в смеси с указанными характеристиками.
Одновременно, Заявитель, в свою очередь, явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств того, что вышеуказанные требования каким-либо образом нарушили его права и законные интересы не представил. Аналогично, не было представлено и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки. При указанных обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией не установлен, в связи с чем Комиссия признает жалобу Заявителя в данной части необоснованной.
3. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Проект контракта не содержит указанного условия, что нарушает требования пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов.
Извещение о проведении аукциона и документация об электронном аукционе в новой редакции размещены Заказчиком в ЕИС 26.07.2018 08:27. При этом, срок подачи заявок на участие в Аукционе установлен 10 августа 2018 года 17:00.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
В силу пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Учитывая вышеуказанные положения гражданского законодательства РФ, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе должен быть установлен не ранее 11.08.2018.
Таким образом, действия Заказчика, установившего дату и время окончания подачи заявок - 10.08.2018 17:00, не соответствуют положениям части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, пунктом 9 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие сроки: "Дата окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: "07" августа 2018 года."
Таким образом, установив дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе - 07.08.2018, при дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11:00 10.08.2018, Заказчик нарушил требования пункта 11 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное бюджетное учреждение "Благоустройство" нарушившим части 4,5,8, пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать уполномоченный орган - администрацию Гурьевского городского округа нарушившим подпункты 3, 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены комиссии:
|
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 августа 2018 г. N КС-260/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018