Резолютивная часть оглашена
20.08.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство сетей водоснабжения в селе Домашка Кинельского района Самарской области" (N0142300007818000074), начальная (максимальная) цена контракта - 11 182 083 ,31 руб.).,
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство сетей водоснабжения в селе Домашка Кинельского района Самарской области" (N0142300007818000074), начальная (максимальная) цена контракта - 11 182 083 ,31 руб.),
Согласно доводам жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует:
1. Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "преимущества", "требования к участникам" не указываются требования и исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, что приводит к неосведомленности Заявителя.
2. Заказчиком установлены требования к товарам, которые противоречат Закону о контрактной системе.
Заявитель считает действия Заказчика неправомерными и необоснованными, нарушающими законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводящим к ограничению доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, внести изменения в документацию и перенести сроки окончания заявки, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 7.30 КоАп.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против довода Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "преимущества", "требования к участникам" не указаны требования и исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, что приводит к неосведомленности.
В Извещении о проведении электронного аукциона от 31.07.2018 г. N0142300007818000074 в разделе "преимущества, требования к участникам" указано:
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.1 раздела VI аукционной документации:
"Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 3.1.1 раздела III документации об электронном аукционе или копии этих документов: выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58, выданная не раннее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, указанного в извещении о проведении закупки или копии такой выписки (ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ", что приводит к неосведомленности Заявителя".
Данные требования и документы относятся к п.1 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и не относится к требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, указанной в жалобе Заявителя.
В извещении о закупке в разделе "преимущества", требования к участникам" содержится ссылка на раздел документации 3 и подпункт 2 п.4.1 раздела VI "Требования к заявкам на участие в аукционе", где содержится информация о требованиях к участникам (п.3.1 раздела 3) и требования ко второй части заявок участников (подпункт 2 пункта 4.1 раздела 4) в частности:
пункт 3.1.1. содержит требование о наличии у участника СРО в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"Соответствие требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.
Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров не должен превышать предельный размер обязательств , исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фон обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.13 ст 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (далее ГрК РФ)
Требование не распространяется: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее ( ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на унитарное предприятие, государственные и муниципальные учреждения , юридические лица с государственным (муниципальным) участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
- В требованиях ко второй части заявок участников указан перечень документов представляемый во второй части заявки, в том числе:
"Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям ,установленным пунктом 3.1.1. раздела III документации об электронном аукционе или копии этих документов: выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.07.2017 N58, выданная не раннее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, указанного в извещении о проведении закупки или копия такой выписки. ( ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ)"
В извещении о закупке Единые требования к участникам в соответствии с ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе описаны ссылкой на положения аукционной документации: "в соответствии с разделом 3 и п.2.тп 4.1 раздела 4 аукционной документации" в связи с тем, что поле на сайте Единой информационной системы в сфере закупок позволяет внести не более 4000 символов и этого объема не хватает для размещения всей информации о требованиях. Данный формат внесения сведений используют большинство пользователей ЕИС, в том числе Министерство экономического развития РФ.
В извещении о закупке в разделе "преимущества, требования к участникам" указано требование в соответствии с ч.2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта,и деловой репутации (в соответствии с п.3 части 2 статьи 31 Федерального законы N44 44-ФЗ) Наличие у участника закупки опыта исполнения ( с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполнения контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка."
Уполномоченным органом в извещении отражены все необходимые данные для составления заявки участникам согласно представленной Заказчиком аукционной документации, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Запросов о разъяснении положений документации, о требованиях, установленных Заказчиком участникам закупки не поступало, по окончании срока подачи заявок было подано 9 заявок, что свидетельствует об отсутствии у подавших заявки затруднений и неясности при оформлении заявок.
В извещении об осуществлении закупки и аукционной документации предоставлена вся информация о требованиях к участникам и документах, предоставляемых в составе заявок.
На основании вышеизложенного, данный довод жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует признать необоснованным.
2. В приложении N1 к требованиям товара, используемым при выполнении работ указаны требования к трубам напорным, а именно: номинальное давление не менее 10 бар, в ответе на запрос Заказчик сообщает следующее: характеристики трубы заданы проектом, в общих данных и спецификациях. В общих данных проекта указана труба мультитайп II ПЭ100 SDR21 DN 225 и Dn 160, в спецификации проекта указана труба - трубы напорные полиэтиленовые мультитайп II, PN 8, DN 225 b DN 60. Указанные трубы имеют маркировку SDR21, PN 8, что соответствует номинальному давлению 8 бар, согласно таблицы ГОСТ 18599-2001. Заказчик устанавливает требования, которые будут соответствовать требованиям Заказчика, но при этом будут противоречить Закону.
В п.2 Приложения N1 к документации об электронном аукционе заказчиком указаны требования к материалам, в том числе: Трубы напорные. Наружный диаметр 160 мм; 200 мм. Минимальная длительная прочность не менее 10 мПа. Номинальное давление не менее 10 бар. Цвет труб должен быть черный, черный с синими продольными маркировочными полосами в количестве не менее трех равномерно расположенных по окружности трубы, синий. Серия 8 или 6,3. Расчетная масса 1 м от 4,51 кг до 8,56. Номинальная толщина стенки 9,5- 14,7. Данные требования установлены на основании сметной документации , подготовленной проектной организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик использовал показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара, работы и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, указанных в документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования к материалам, установленные Заказчиком не противоречат требованиям законодательства.
На основании этого, данный довод жалобы ООО "ООО "ОПТ-СНАБ" следует признать необоснованным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 августа 2018 г. N 1056-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018