Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя Комиссии Мурманского УФАС России - Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименковой А.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителя - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (далее по тексту решения - Заказчик, ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина") Степаненко О.И. (по доверенности), без участия общества с ограниченной ответственностью "САВ-МЕД" (далее по тексту решения - ООО "САВ-МЕД",Общество, Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "САВ-МЕД" на действия Заказчика - ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" при проведении запроса котировок "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (Амоксициллин+клавулановая кислота)-2", номер извещения: 0349200016118000164 (далее - Запрос котировок), в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 09 августа 2018 года обратилось ООО "САВ-МЕД" с жалобой на действия Заказчика - ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" при проведении запроса котировок "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (Амоксициллин+клавулановая кислота)-2", номер закупки: 0349200016118000164 (далее - Запрос котировок).
В обоснование своей жалобы Заявитель указал на нарушения Заказчиком правил описания объекта закупки, которые, по мнению Общества, ограничивают количество участников торгов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 00 минут 15 августа 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 01.08.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении запроса котировок, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина"
Наименование объекта закупки: Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (Амоксициллин+клавулановая кислота)-2
Начальная (максимальная) цена контракта: 380 950,00 рублей
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара (работ, услуг), к размерам товара, используемым при выполнении работ (оказании услуг) указаны в табличной части раздела 3 аукционной документации.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием Амоксициклин+клавулановая кислота.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Постановление N1380).
Согласно пункту 1 Постановления N 1380 настоящим документом устанавливаются особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - лекарственные препараты), в документации о закупке лекарственных препаратов при осуществлении таких закупок (далее соответственно - документация о закупке, закупка).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают: лекарственную форму препарата, включая, в том числе, эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
Заказчиком в техническом задании установлена следующая форма лекарственного препарата - порошок для приготовления раствора для внутривенного введения.
При этом, в нарушение подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1380, Заказчиком не установлена эквивалентная лекарственная форма.
В силу подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1380 при описании объекта закупки в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
В нарушение подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1380, в требованиях к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационными характеристикам (потребительским свойствам) товара (лекарственный препарат Амоксициллин+Клавулановая кислота), Заказчиком установлена единственно возможная к поставке дозировка 1г + 200 мг, тогда как согласно Постановлению N1380 документация должна содержать указания на возможные к поставке эквивалентные дозировки, однако, Заказчиком возможность предложения эквивалентной дозировки не предусмотрена.
На рассмотрении Заказчик пояснил, что при описании объекта закупки воспользовался положениями пункта 6 Постановления N1380.
Пункт 6 Постановления N1380 допускает применение иных характеристик лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата при соблюдении следующих условий:
документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из аукционной документации, в качестве обоснования необходимости указания характеристик Заказчик сделал ссылку на различные приказы Минздрава России, утверждающие стандарты оказания медицинской помощи.
В Приказах Минздрава, на которые ссылается Заказчик, не установлена необходимость применения конкретного лекарственного препарата одного производителя, напротив, все лекарства указаны с международным непатентованным наименованием. Стандарт медицинской помощи определяет требования к оказанию медицинской помощи больному при определённом заболевании.
Более того, применение иных характеристик лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата возможно только в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты.
Однако Заказчиком не представлено доказательств отсутствия такой возможности.
Таким образом, в нарушение подпункта "а" пункта 6 Постановления N1380 Заказчиком не верно представлено обоснование установленных конкретных показателей, характеристик "Показания".
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим часть 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САВ-МЕД" на действия ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" при проведении запроса котировок "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (Амоксициллин+клавулановая кислота)-2", номер извещения: 0349200016118000164 обоснованной.
2. Признать ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" нарушившим часть 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: Н.М. Фирсова
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 16 августа 2018 г. N 06-10/18-207
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2018