Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитиной Н.А.,
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии директора муниципального автономного учреждения физической культуры и спорта "Городской спортивный центр "Авангард" - Негоды С.А.,
в присутствии представителей муниципального автономного учреждения физической культуры и спорта "Городской спортивный центр "Авангард" - Винокуровой Л.И., Карплюк Т.Г.,
без участия общества с ограниченной ответственностью "Контракт", уведомленного должным образом о времени и месте рассмотрения дела;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее по тексту решения - ООО "Контракт", Общество, Заявитель) на действия муниципального автономного учреждения физической культуры и спорта "Городской спортивный центр "Авангард" (далее по тексту решения - МАУ ГСЦ "Авангард", Заказчик) при проведении электронного аукциона "Строительство стадиона с конькобежными дорожками, спортивным ядром, состоящим из футбольного поля с искусственным покрытием, помещениями для переодевания и трибунами" (реестровый номер извещения: 1049300000118000005) (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 13 августа 2018 года обратилось ООО "Контракт" с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что аукционная документация утверждена с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Так в жалобе указано следующее:
1) Заказчик указал в Информационной карте аукционной документации неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки;
2) Заказчик неправомерно указал требование предоставления в первой части заявки только согласия, чем нарушил требования части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
3) Заказчик неправомерно установил требование к декларированию участниками принадлежности к СМП и СОНО, тем самым оставляя возможность недопуска участников, не предоставивших такую декларацию;
4) в аукционной документации отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
5) Заказчиком нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, так как в проекте контракта не установлен срок оплаты.
ООО "Контракт" просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 30 минут 20 августа 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 27.07.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: муниципальное автономное учреждение физической культуры и спорта "Городской спортивный центр "Авангард".
Наименование объекта закупки: строительство стадиона с конькобежными дорожками, спортивным ядром, состоящим из футбольного поля с искусственным покрытием, помещениями для переодевания и трибунами.
Начальная (максимальная) цена контракта: 39 595 350.00 руб.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьей 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В подпункте 18.2 пункта 18 раздела 1 аукционной документации указано: дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 27.07.2018.
Подпунктом 18.3 пункта 18 раздела 1 аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.08.2018.
В извещении о проведении Электронного аукциона и подпункте 7.2 пункта 7 раздела 1 аукционной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе - 12.08.2018 в 09 часов 00 минут (МСК).
Учитывая, что дата окончания срока подачи заявок - 12.08.2018, запрос о даче разъяснений положений аукционной документации мог быть направлен участниками закупки с 27.07.2018, но не позднее 08.08.2018 года. Следовательно, датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об Электронном аукционе будет являться 10.08.2018.
Установив в аукционной документации дату 08.08.2018, Заказчик нарушил требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован частью 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Объектом закупки является строительство стадиона с конькобежными дорожками, спортивным ядром, состоящим из футбольного поля с искусственным покрытием, помещениями для переодевания и трибунами.
Следовательно, Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ, при которых будет использоваться товар.
В подпункте 8.1.1 пункта 8 раздела 1 аукционной документации МАУ ГСЦ "Авангард" установило следующее требование к содержанию первой части заявки: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе.
При таких обстоятельствах Комиссия Мурманского УФАС России признает Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Установлено, что в извещении о проведении Электронного аукциона, опубликованном в ЕИС в разделе "Ограничения и запреты" указано: не установлены.
Следовательно, Заказчик не устанавливал по данной закупке ограничений.
В подпункте 8.1.2(2.9) пункта 8 раздела 1 аукционной документации Заказчик указал: декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Представители МАУ ГСЦ "Авангард" пояснили, что ошибочно не прописали в данном подпункте документации "требование не установлено".
Поскольку в извещении о проведении Электронного аукциона ограничения не установлены, Комиссия Мурманского УФАС России признает, что данные действия Заказчика можно расценить как техническую ошибку.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как было указано ранее, Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ, при которых будет использоваться товар.
Вместе с тем аукционная документация не содержит требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, которые будут использоваться при выполнении работ.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В нарушение указанной части Заказчик не прописал в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, срок оплаты выполненной работы.
Однако Комиссия Мурманского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как в ходе заседания было установлено, что МАУ ГСЦ "Авангард" самостоятельно устранило нарушения путем опубликования в ЕИС 20.08.2018 извещение о проведении Электронного аукциона и аукционную документацию в новой редакции.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" на действия муниципального автономного учреждения физической культуры и спорта "Городской спортивный центр "Авангард" при проведении электронного аукциона " Строительство стадиона с конькобежными дорожками, спортивным ядром, состоящим из футбольного поля с искусственным покрытием, помещениями для переодевания и трибунами" (реестровый номер извещения: 1049300000118000005) обоснованной.
2. Признать муниципальное автономное учреждение физической культуры и спорта "Городской спортивный центр "Авангард" нарушившим пункты 1, 2, 11 части 1 статьи 64, часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20 августа 2018 г. N 06-10/18-210
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018