Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия ФКУ УПРДОР "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через реку Лудорвай на км 6+510 автомобильной дороги "Обход г. Ижевска на подъездной автодороге к г. Перми", Удмуртская Республика" (изв. N 0315100000318000109),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000318000109 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через реку Лудорвай на км 6+510 автомобильной дороги "Обход г. Ижевска на подъездной автодороге к г. Перми", Удмуртская Республика".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1-2. Доводы Заявителя о том, что Заказчиком неверно указаны срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки и срок подачи заявок на участие рассмотрены и отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о закупках, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
НМЦК по указанной закупке составляет 31 097 330.00 руб. Согласно сведениям ЕИС извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 29.05.2018 г.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации - 12 июня 2018 г. (п. 2 раздела 7 информационной карты аукционной документации).
Дата и время окончания подачи заявок - 14.06.2018 г. 08:00 ч.
Представитель Заказчика пояснила, что во исполнение предписания Пермского УФАС России от 08.08.2018 г., выданного на основании решения по жалобе ООО "Трансстрой" от 08.08.2018 г., 13.08.2018 г. Заказчиком были внесены изменения в извещение, согласно которым была назначена дата повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 21.08.2018 г. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.67 Закона о закупках срок рассмотрения заявок должен составлять не более семи дней с даты окончания срока подачи заявок, ЕИС не позволяла изменить дату рассмотрения заявок без изменения даты окончания подачи заявок, о чем в материалы дела представлены соответствующие доказательства. Таким образом, Заказчику, для формирования новой даты рассмотрения заявок и аукциона в ЕИС пришлось перенести дату окончания подачи заявок - 14.08.2018 г. 08:00 ч.
Представитель Заказчика также пояснила, что данное действие никак не повлияло на проведение закупки на электронной торговой площадке, поскольку подача заявок на ней была невозможна.
Исходя из совокупности изложенного, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом пояснений Заказчика, принимая во внимание отсутствие доказательств, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено. Иного представителем Заявителя не доказано.
3, 7. В п.11 ч.1 ст.31 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Заявитель полагает, что Заказчик не установил данное требование к участникам закупки, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Заявитель полагает, что проект контракта не содержит вышеуказанного требования.
Как было указано выше, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 29.05.2018 г., то есть до вступления в силу редакции Закона о закупках N44 от 29.06.2018 г.
Как следствие, нарушений Закона о закупках Комиссия в данной части в действиях Заказчика не усматривает.
4. Согласно извещению о проведении электронного аукциона и Аукционной документации, Заказчиком не установлены дополнительные требования к Участникам закупки.
Заявитель полагает, что нормы закона нарушены Заказчиком, поскольку в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.3 ч.2 ст. 31 Закона о закупках.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В ч.3, ч.4 ст.31 Закона о закупках обозначено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (приложение N 1 к постановлению N 99), в частности, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В Постановлении N 99 определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Представитель Заказчика пояснила, что комплекс работ, предусмотренный аукционной документацией, не затрагивает конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Так, согласно ведомости объемов и стоимости работ, объект закупки включает в себя: срезку асфальтобетонных покрытий на проезжей части моста, демонтаж элементов барьерного ограждения на мосту, укрепление обочин и другие работы.
Комиссия отмечает, что в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" N 402 от 16.11.2012 года, данные виды работ относятся к ремонту.
Таким образом, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика Комиссия не усматривает. Иного не доказано.
5. В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п/п 6 п.3 раздела 8 аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в Техническом задании, "Требования к материалам, используемым при выполнении работ", (Глава V "Техническое задание") (далее -ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в ТЗ.
Заявитель полагает, что в ТЗ Заказчиком установлены требования к показателям, которые нарушают требования Закона о закупках, поскольку могут быть предоставлены только по результатам испытаний и носят избыточный характер.
Представитель Заказчика пояснила, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст.33 Закона о закупках. Более того, представитель Заказчика пояснила, что для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Также представитель Заказчика пояснила, что описание в документации требований к товарам отвечает интересам Заказчика.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что Заявителем не представлены доказательства в обоснование своей позиции, сделать вывод о том, что спорные показатели товаров носят избыточный характер, и их возможно указать только по результатам испытания, не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не имеется.
6. Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о закупках не указаны нормы ГОСТ для всех материалов, а также не указана причина невозможности использования конкретных ГОСТов на данные материалы.
Комиссия отмечает, что Заявителем в подтверждение указанного довода не представлены соответствующие доказательства, в том числе сведения о конкретных ГОСТах, утвержденных для данных видов товаров.
Таким образом, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
8. Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заявитель полагает, что проект контракта не содержит конкретного срока приемки выполненной работы.
В соответствии с п. 8.2.40 проекта контракта, для реализации настоящего Контракта Подрядчик обязуется пригласить Заказчика для приемки выполненных в очередной месяц работ до 15 числа каждого календарного месяца.
В п. 10.10 проекта контракта указано, что за 10 (десять) дней до полного завершения работ на Объекте Подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости создания комиссии по приёмке объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 10.11 проекта контракта Подрядчик передает Заказчику за 5 (пять) дней до начала приемки законченного объекта исполнительную документацию с письменным подтверждением соответствия переданной документации фактически выполненным работам.
Таким образом, с учетом приведенных положений сделать вывод о нарушении не представляется возможным.
9. В п. 16.4 проекта контракта установлено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы при условии, что приняты установленные меры по извещению об этом другой стороны, продлевает срок выполнения обязательств по Контракту на период, по своей продолжительности, соответствующий продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы и разумному сроку для устранения их последствий.
Общество полагает, что указанное условие не отвечает требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия отмечает, что данные положения не относятся к пунктам об изменении и расторжении контракта, а лишь описывают обстоятельства непреодолимой силы, при этом информация об изменении и расторжении контракта указана в п. 17.1 проекта государственного контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках.
В материалах жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода, в том числе свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт моста через реку Лудорвай на км 6+510 автомобильной дороги "Обход г. Ижевска на подъездной автодороге к г. Перми", Удмуртская Республика" (изв. N 0315100000318000109) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018