Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Б2 Интеграция" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" (далее - заказчик) при проведении уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) электронного аукциона "На поставку бытовой техники для оснащения строящегося объекта - "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Б2 Интеграция" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель заказчика - Червонная Е.А. (доверенность от 20.03.2018 б/н);
- представитель уполномоченного органа - Глухов Ю.В. (доверенность от 18.01.2018 N 17);
- представитель подателя жалобы - Семичева И.А. (доверенность от 21.06.2018 б/н).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, согласно описанию объекта закупки по функционально-технической характеристике, качественным и количественным требованиям к товарам N1 и N2 "Телевизор" совокупность требований исключает прохождение по техническому заданию других аналогов, кроме аппаратов одной определенной модели одного определенного производителя.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы дополнил довод жалобы, указав на то, что по позиции 1 описания объекта закупки соответствует только один телевизор - Philips 32HP.
Заказчик не согласился с доводом жалобы, в силу следующего.
Все установленные заказчиком требования к товарам являются стандартными и соответствуют информации инструкций на товар, а также данных производителей/ дистрибьюторов/поставщиков, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Технические характеристики, указанные в позиции 1, 2 описания объекта закупки соответствуют как минимум двум производителям бытовой техники: Philips и LG, что подтверждается ответом официального дилера бытовой техники - Быттехника (ИП Разумов Евгений Анатольевич).
Установление заказчиком указанных технических характеристик товаров не является действиями, которые могут привести к ограничению конкуренции между участниками электронного аукциона, поскольку поставка указанных товаров не требует наличия дополнительных лицензий, товары, включенные в предмет электронного аукциона, не являются эксклюзивным или производимыми по специальному заказу, находятся в свободном торговом обороте на рынке, и поставка может осуществляться неограниченным кругом поставщиков. Участником закупки может стать любое юридическое или физическое лицо, представляющее продукцию, технические и функциональные характеристики которой соответствуют аукционной документации.
Уполномоченный орган также считает довод подателя жалобы несостоятельным по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о контрактной системе, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к закупаемым товарам.
По информации заказчика, при формировании описания объекта закупки установлены технические характеристики, соответствующие товару, выпускаемому несколькими производителями. Товар, требуемый заказчику, находится в свободной продаже.
Участником закупки может стать любое лицо, предлагающее к поставке товар, соответствующий требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчика
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в пункте 1.8 Информационной карты электронного аукциона указано, что описание объекта закупки установлено в Приложении N1 к Информационной карте (Описание объекта закупки).
Пунктом 4.5 Информационной карты электронного аукциона установлено, что первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Приложением N 1 к Информационной карте электронного аукциона "Описание объекта закупки (товар)" установлены требования к товарам по позициям 1-5.
В описании объекта электронного аукциона отсутствуют указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при наличии неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей характеристик, позволяющих определить потребность заказчика, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что заказчиком представлены сведения о том, что технические характеристики, указанные в позициях 1, 2 описания объекта закупки электронного аукциона соответствуют как минимум двум производителям бытовой техники: Philips и LG.
Вместе с тем, подателем жалобы в подкрепление доводов жалобы, не предоставлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Кроме того, комиссией установлено, что предметом электронного аукциона является поставка, а не производство товара. Соответственно, количество участников закупки не ограничено и участником закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке оборудования, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в описании объекта электронного аукциона требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Б2 Интеграция" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 августа 2018 г. N 1018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2018