Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Шарендо М.Ю. на действия заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 6657/18 "Выполнение всего комплекса работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования Тюхтет - Чиндат на участке км 80+400 - км 83+900 в Тюхтетском районе Красноярского края", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000118004863, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Шарендо М.Ю. на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N ЭА 6657/18 "Выполнение всего комплекса работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования Тюхтет - Чиндат на участке км 80+400 - км 83+900 в Тюхтетском районе Красноярского края" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Лапырев Э.В. (доверенность N123 от 26.12.2017);
- представитель уполномоченного органа Яценко А.А. (доверенность N24 от 02.02.2018).
Шарендо М.Ю., уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Требования толщины покрытия оцинкованных изделий не соответствуют требованиям СТО 09.08-2018 заказчика, при этом отсутствует обоснование необходимости использования других показателей. Заказчиком указаны не действующие ВСН 25-86, ВСН 38-90.
Представители заказчика, уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона N ЭА 6657/18 "Выполнение всего комплекса работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования Тюхтет - Чиндат на участке км 80+400 - км 83+900 в Тюхтетском районе Красноярского края", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000118004863.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктами 1.8. и 2.4. аукционной документации предусмотрено, что описание объекта закупки и функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в Приложении N1 к Информационной карте (Описание объекта закупки).
В Приложении N1 к Информационной карте (Описание объекта закупки) заказчиком указаны требования, предъявляемые к объекту закупки, а именно "Стойка дорожного знака: Толщина покрытия оцинкованных изделий, мкм, в диапазоне не шире 60-100".
Кроме того, Приложением N1 к Информационной карте установлено, что все значения показателей указываются в соответствии с Технической частью, Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Приложением 3 проекта Контракта, СТО и действующим законодательством Российской Федерации.
В составе документации имеется файл "СТО 09.08-2018 Знаки дорожные.docx" в папке "8.СТО", который содержит Стандарт организации КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" - СТО 09.08-2018 "Знаки дорожные. Световозвращатели дорожные. Светофоры дорожные. Направляющие устройства. Общие требования", утвержден и введен в действие приказом N 114-п от 03.04.2018 г. (далее - СТО 09.08-2018).
Согласно разделу 1 "Область применения" СТО 09.08-2018 указано, что настоящий стандарт распространяется на дорожные знаки, опоры для дорожных знаков, светофоры дорожные, световозвращатели дорожные для обозначения ограждений, направляющие устройства, применяемые на автомобильных дорогах Красноярского края. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к дорожным знакам, опорам для дорожных знаков, световозвращателям для дорожных ограждений, светофорным объектам, направляющим устройствам, включающие правила применения, технические требования к конструкциям, к применяемым для их изготовления материалам, методам контроля, упаковки и маркировки. Требования настоящего стандарта подлежат обязательному соблюдению специалистами Управления, а также всеми организациями, выполняющими работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Красноярского края.
В соответствии с пунктом 6.5 раздела 6 "Опоры для дорожных знаков" СТО 09.08-2018 Толщина покрытия должна составлять: - для цинкового покрытия не менее 60 мкм и не более 120 мкм; - для лакокрасочного покрытия не менее 60 мкм.
Кроме того, согласно СТО 09.08-2018 в стандарте использованы ссылки на нормативные документы, в том числе, ГОСТ 32948-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования".
Пунктом 5.2.5.1 ГОСТ 32948-2014 установлено, что вид, качество и толщина покрытия опор должны соответствовать указанным в рабочих чертежах в соответствии с требованиями ГОСТ 9.032 - для лакокрасочных покрытий, ГОСТ 9.307 - для покрытий, выполненных способом горячего цинкования. Толщина покрытия должна составлять: - для лакокрасочного покрытия - не менее 60 мкм; - для цинкового покрытия - от 60 до 120 мкм.
Таким образом, требования толщины покрытия опор для дорожных знаков СТО 09.08-2018 не противоречат ГОСТ 32948-2014.
При этом, требования толщины покрытия опор для дорожных знаков Приложения N1 к Информационной карте (Описание объекта закупки) не соответствуют требованиям разработанного заказчиком СТО 09.08-2018 и ГОСТ 32948-2014.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, и при этом отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.08.2018 N0119200000118004863-0 наличие в аукционной документации вышеуказанных положений описания объекта закупки, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, не послужило основанием для аукционной комиссии заказчика по признанию заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации и отказу такому участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе. Таким образом, допущенные заказчиком нарушения требований Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 1.4. проекта контракта установлено, что при исполнении настоящего Контракта Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края, а также нормативно-техническими документами, обязательными при выполнении работ по настоящему Контракту (Приложение 3). Приложением 3 к контракту установлен Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, среди которых указаны ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. Приказ Минавтодора РСФСР от 29.01.1986 N 25-86" и ВСН 38-90 "Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью. Приказ Минавтодора РСФСР от 01.02.1989".
Распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 NОС-557-р утверждены "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", согласно которым рекомендации разработаны взамен "Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (ВСН 25-86). Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 утверждены "Рекомендации по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью", согласно которым введены взамен "Технических указаний по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью" ВСН 38-90.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, указанные в Приложении 3 к контракту ВСН 25-86 и ВСН 38-90 заказчик относят к документам, обязательным при выполнении работ, в связи с чем не подлежат оценке на предмет соответствия Закону о контрактной системе, не регулирующего отношения сторон заключенного контракта (что делает соответствующий довод жалобы необоснованным).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу Шарендо М.Ю. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 августа 2018 г. N 1017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018