Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии:
Казанов Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя - Лазаренко Д.М., на основании приказа от 20.05.2016;
от заказчика - не явился, извещен;
от уполномоченного органа - Кудрявцевой Н.С., на основании доверенности от 16.04.2018;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афина СК" (ИНН 9718008281) (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Департамента централизованных закупок) (ИНН 6501026762) (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальные ремонт помещений и сетей здания, находящегося в оперативном управлении МБУДО "ДХШ", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 5А" (извещение N 0161300000118001114) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии, по мнению которого, последняя допустила нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) выразившиеся в незаконном отказе в допуске на участие в электронном аукционе, поскольку предложенный обществом товар в первой части заявки имеет улучшенные характеристики в отличие от характеристик, установленных в техническом задании. Более того, заявитель в своей жалобе указывает, что в техническом задании заказчиком установлены характеристики товара не соответствующие техническим паспортам.
Уведомлением-требованием от 13.08.2018 N 05-3365 рассмотрение жалобы по существу назначено на 15.08.2018 17 часов 15 минут. Вместе с этим у заказчика и уполномоченного органа истребованы документы на основании части 28 статьи 99, части 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе. У оператора электронной площадки - все заявки участников закупки, в том числе их аккредитационные документы.
На заседание Комиссии от уполномоченного органа, а также от оператора электронной площадки поступили запрашиваемые документы в соответствии с уведомлением-требованием. При этом согласно письменным и устным пояснениям представителя уполномоченного учреждения, последний просит признать жалобу общества - необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей заявителя и уполномоченного органа (аукционной комиссии), проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
18.07.2018 в 19 часов 06 минут на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Капитальные ремонт помещений и сетей здания, находящегося в оперативном управлении МБУДО "ДХШ", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 5А" (извещение N 0161300000118001114).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 855 520 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 03.08.2018 в 10 часов 00 минут.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.08.2018 N 0161300000118001114-1 по окончанию вышеуказанного срока подано 11 (одиннадцать) заявок с порядковыми номерами: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14.
Заявка Общества подана под порядковым номером N 11.
Так заявителю в обосновании отказа в допуске на участии в электронном аукционе указано следующее:
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе: в соответствии с пунктом 31 Информационной карты документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). Если участник электронного аукциона предлагает для использования материалы, изделия, которые обозначены товарными знаками, отличными от товарных знаков, указанных в документации об электронном аукционе, то участник закупки предоставляет информацию о материалах, изделиях, оборудовании, которые будут применяться при выполнении работ, указав их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарные знаки (при наличии). При этом наименования и значения показателей, используемых при выполнении работ материалов, изделий, оборудования, должны соответствовать наименованиям, значениям показателей материалов, изделий, оборудовании, в том числе техническим параметрам, установленным в Техническом задании. При подаче информации участник закупки должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании. Участник закупки в первой части заявки указал характеристики, не соответствующие требованиям Технического задания. Так, участник закупки указал: "Светильник - Светодиодный Ledeffect Струна 24 вт: - рассеиватель - опаловый ударопрочный; - крепление - подвесной - установка в однородную линию; - световой поток - 2350 лм; - степень защиты - IP65; - мощность - 24 Вт", а Техническим заданием предусмотрено: "Светильник - Светодиодный LINER/S DR LED 1200 S 4000K (или эквивалент): - рассеиватель - из полимерного материала SAN; - крепление - на поверхность потолка; - световой поток - 2250 лм; - степень защиты - IP20; - мощность - 27 Вт".
Рассмотрев жалобу заявителя по существу, оценив представленные в материалы дела документы и информацию, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупки объекта закупки должен руководствоваться правилом, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В техническом задании заказчиком установлены требования к светильнику светодиодному LINER/S DR LED 1200 S 4000K с сопровождением слова "или эквивалент".
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документацию об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 31 информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе.
Так первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании инструкции по заполнению первой части заявки, если участник электронного аукциона предлагает для использования материалы, изделия, которые обозначены товарными знаками, отличными от товарных знаков, указанных в документации об электронном аукционе, то участник закупки предоставляет информацию о материалах, изделиях, оборудовании, которые будут применяться при выполнении работ, указав их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарные знаки (при наличии). При этом наименования и значения показателей, используемых при выполнении работ материалов, изделий, оборудования, должны соответствовать наименованиям, значениям показателей материалов, изделий, оборудовании, в том числе техническим параметрам, установленным в Техническом задании. При подаче информации участник закупки должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании.
В Техническом задании заказчик установил требования в пункте 7 к светильнику светодиодному LINER/S DR LED 1200 S 4000K с сопровождением слова "или эквивалент" со следующими характеристиками: - рассеиватель - из полимерного материала SAN; - крепление - на поверхность потолка; - напряжение сети - 220В; - световой поток - 2250 лм; - степень защиты - IP20; - мощность - 27 Вт; - класс защиты от поражения электрическим током - 1; - материал корпуса - аллюмиий; - вид климатического исполнения - УХЛ4.
В ходе анализа заявки Заявителя, Комиссией установлено, что заявка общества не соответствует требованиям аукционной документации, а именно в составе первой части заявки участник указал светильник светодиодный Ledeffect Струна 24 вт со следующими характеристиками:
- нейтральный белый свет 4000К; - рассеиватель - опаловый ударопрочный; - крепление - подвесной - установка в однородную линию; - напряжение сети - 220В; - световой поток - 2350 лм; - степень защиты - IP65; - мощность - 24 Вт; - класс защиты от поражения электрическим током - 1; - материал корпуса - алюминий; - вид климатического исполнения - УХЛ4.
Таким образом, заявка Заявителя не соответствовала требованиям аукционной документации, следовательно, аукционная комиссия обоснованно отказала участнику в допуске на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, жалоба обществом в составе жалобы содержатся доводы по обжалованию положений аукционной документации, которые Комиссией Сахалинского УФАС России по существу не рассматриваются по следующему основанию.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Таким образом, учитывая, что срок окончания подачи заявок на участие в аукционе закончился 03.08.2018 в 10 часов 00 минут, а жалоба общества подана в Сахалинское УФАС России 09.08.2018 в 10 часов 22 минуты, следовательно, доводы по обжалованию положений документации по окончанию установленных сроков не относится к компетенции Сахалинского УФАС России, в связи с чем, Комиссией такие доводы не рассматриваются.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афина СК" (ИНН 9718008281) на действия аукционной комиссии Администрации города Южно-Сахалинска (в лице Департамента централизованных закупок) (ИНН 6501026762) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальные ремонт помещений и сетей здания, находящегося в оперативном управлении МБУДО "ДХШ", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 5А" (извещение N 0161300000118001114) - необоснованной.
2. Доводы по обжалованию положений документации электронного аукциона по объекту: "Капитальные ремонт помещений и сетей здания, находящегося в оперативном управлении МБУДО "ДХШ", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 5А" (извещение N 0161300000118001114) по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 августа 2018 г. N 300/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2018