Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;Заместителя председателя комиссии:
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя -Аринархова В.В., доверенность от 14.08.2018, Терещенко И.К., доверенность от 14.08.2018;
от заказчика -Косяка А.С., доверенность N 50/18 от 16.08.2018, Логиновой А.А., доверенность N 10/18 от 01.02.2018;
от уполномоченного органа - Аткишкина И.В., доверенностьN Д-09-0177 от 17.08.2018, Кудрявцевой Н.С., доверенность N Д09-0176 от 15.08.2018,
рассмотрев жалобу Ассоциации Региональное Отраслевое Объединение Работодателей "Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей" (ИНН 6501201580) (далее - Заявитель, Ассоциация) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт МАДОУ N 5 "Полянка" г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000118001186) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
10.08.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе указывает на то, чтоЗаказчиком при проведении закупки нарушены положения технических регламентов, в проектной документации указана фасадная стальная оцинкованная панель, которая не может быть применена Заказчиком в силу Закона. (уточнения допущенных нарушений, будут представлены позднее при рассмотрении жалобы). Вместе с тем, в Техническом задании в состав работ отнесены работы по устройству фасада, однако проектная документация не содержит описания к выполнению таких работ в соответствии с техническими регламентам и правилами. Проектная документация не содержит требования к работам по устройству навесной фасадной системы в целом, в проекте имеются элементы обследования, цветовое решение фасада, расценки на проведения работ в локальном сметном расчете.
Таким образом, Заказчик при формировании документации об аукционе использовал требования законодательства о техническом регулировании, допускает угрозу выполнения работ на социально-значимом объекте с грубыми нарушениями безопасности эксплуатации и другими не указанными в жалобе требованиями законодательства, что не соответствует принципу достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд и нарушает требования законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, провести проверку надлежащего описания объекта закупки, а также выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при утверждении аукционной документации нарушений Закона о контрактной системе.
Уведомлением-требованием от 13.08.2018 N 05-3370 рассмотрение жалобы по существу назначено на 16.08.201814 часов 45 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв.
С учетом изложенного, рассмотрение жалобы перенесено на 17.08.2018 16 часов 45 минут для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.
После перерыва, Комиссия заслушав представителейсторон участвующих в рассмотрении жалобы по существу, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, установила следующее.
27.07.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт МАДОУ N 5 "Полянка" г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000118001186).
Срок окончания подачи заявок - 13.08.2018 в 10 часов 00 минут.
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 685 205 рублей 00 копеек
Рассмотревжалобу Заявителя, Комиссия установила следующее.
Из части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией науказанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной систем использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 вышеуказанной нормы указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее -объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В пункте 14.2 вышеуказанной нормы указано, чтокапитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Из пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Следовательно, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В жалобе Заявителя содержится довод о том, что Заказчиком нарушены положения технических регламентов, так как в проектной документации указано использование при проведении капитального ремонта фасадной стали оцинкованной панели. При этом Ассоциация указывает на то, что подробные уточнения допущенных Заказчиком нарушений в данной части будут представлены позднее.
Вместе с тем, упомянутые дополнения поступили в Сахалинское УФАС России 15.08.2018 (вх. N 2760). Указанные дополнения на обжалование положений аукционной документации носят самостоятельный характер, и не раскрывают ранее заявленные доводы, в связи с чем, являются предметом нового (отдельного) рассмотрения.
Так, согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Срок окончания подачи заявок по спорной закупке истек 13.08.2018 в 10 часов 00 минут, при этом дополнения к жалобе на положения аукционной документации представлены Заявителем 15.08.2018 на заседании Комиссии (согласно входящего штампа Сахалинского УФАС России), следовательно, Ассоциация подала дополнения к жалобе на положения документации об аукционе по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, принятие дополнений к жалобе, которые поданы за сроком установленным частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, нарушают не только положения указанного закона, но и права и законные интересы Заказчика, как субъекта рассмотрения жалобы по существу, при этом регламентированные законом сроки направлены на обеспечение защиты прав как заказчиков, возможности подготовки ими мотивированной правовой позиции, соблюдения принципов равноправия и состязательности сторон, так и иных участников закупки от возможных злоупотреблений со стороны подателя жалобы.
Учитывая в совокупности вышеизложенное, дополнения к жалобе Заявителя от 15.08.2018 на положения документации об электронном аукционе не подлежат рассмотрению по существу в рамках настоящего дела.
Вместе с этим, в жалобе поданной в Сахалинское УФАС России 10.08.2018 Ассоциация указывает на то, что применение при капитальном ремонте навесных фасадных систем, не допустимо.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа с данным доводом не согласились, а также представили устные и письменные возражения, из которых следует, что применение при производстве работ на объекте навесных фасадных систем, указанных в Техническом задании, полностью соответствуют проектной документации.
Согласно разработанной и размещенной на официальном сайте ЕИС проектной документации при выполнении работ по капитальному ремонту предусмотрено использование навесной фасадной системы "U-BCтКраспан" с применением стальных оцинкованных кассет и металлических панелей (лист 3, книга 21.002-2018-АС). Решение Заказчика, о применении фасадной системы принято при наличии на нее Технического свидетельства N 5169-17 от 25.05.2017 "Конструкции навесных фасадных систем с воздушным зазором "U-BCтКраспан" с облицовкой стальными панелями, кассетами и профильным листом.
Так же проектирование объекта выполнено согласно утвержденного распоряжением Министерства строительства Сахалинской области N 3 от 18.01.2012 "Положениепо проектированию, устройству и эксплуатациинавесных фасадов с воздушным зазоромв Сахалинской области", согласно которому возможно применение различных облицовочных материалов.
При этом, действующих нормативно-правовых документов запрещающих использование навесных фасадных систем, в том числе относительно спорной закупки (при капитальном ремонте), в Градостроительномзаконодательстве не существует.
Кроме того, российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также объемами и видами оказываемых услуг.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В части 9 той же нормы указано, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика или котировочной комиссией.
Несмотря на это Заявителем не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о нарушение Заказчиком его прав и или охраняемых законом интересов, а так же надлежащих доказательств того, что фасадная стальная оцинкованная панель не может использоваться при капитальном ремонте МАДОУ N 5 "Полянка" г. Южно-Сахалинска.
Относительно довода Заявителя о том, что проектная документация не содержит требования к навесной фасадной системе в целом, Комиссией признан несостоятельным ввиду следующего.
Техническим заданием на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МАДОУ N 5 "Полянка" г. Южно-Сахалинска" установлены виды работ, а именно устройство вентилируемой навесной фасадной системы общей площадью 2370 м2, с выполнением всех работ, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Вместе с тем, проектная документация, которая является частью документации об электронном аукционе и подлежит обязательному размещению на официальном сайте ЕИС, содержит требования к работам по устройству навесной фасадной системы (книга Архитектурно-строительные решения 21.002-2018-АС), в том числе указания по капитальному ремонту фасада с использованием применяемых материалов, технологии и последовательности выполнения работ (лист 5-8).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что проектная документация разработана в соответствии с техническим заданием на проектирование, и установленные в Техническом задании виды работ в полной мере отражены в размещенной на официальном сайте ЕИС проектной документации.
Кроме того, частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации припроведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако, частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
На основании пункта 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утвержденного Постановлением от 16 февраля 2008 г. N 87 о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию), необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы следует, что под остальными случаями подразумевается, в том числе капитальный ремонт объектов капитального строительства, следовательно, состав отдельных разделов проектной документации определяется заказчиком.
Комиссия проанализировав информацию размещенную на официальном сайте ЕИС пришла к выводу, что в составе документации об электронном размещены обязательные разделы проектной документации в соответствии с требованиями Постановления N 87.
Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссией не установлено нарушений требований Закона о контрактной системе, при этом содержание аукционной документации позволяет определить потребность заказчика и как следствие позволяет потенциальным участникам аукциона сформировать свое ценовое предложение. Данные обстоятельства подтверждаются количеством поданных на участие в электронном аукционе заявок, в данном случае до срока окончания подачиподано 11 (одиннадцать) заявок.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать Ассоциации Региональное Отраслевое Объединение Работодателей "Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей" (ИНН 6501201580) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт МАДОУ N 5 "Полянка" г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000118001186) -необоснованной.
2. Дополнения к жалобе от 15.08.2018 (вх. N 2760) по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 августа 2018 г. N 301/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018