Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Солонина К.В.- начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов Комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Подрядчик" (ИНН 3808169860), ООО "Вектор" (ИНН 6501209371) на действия аукционной комиссии Администрация МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области (ИНН 6516005571) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт систем теплоснабжения МО "Томаринский городской округ" (извещение N 0161300002718000059),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы ООО "Подрядчик" (ИНН 3808169860) (далее Заявитель N1), ООО "Вектор" (ИНН 6501209371) (далее Заявитель N2) на действия аукционной комиссии Администрация МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области (ИНН 6516005571) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт систем теплоснабжения МО "Томаринский городской округ" (извещение N 0161300002718000059) (далее - аукцион).
По мнению Заявителей, действия аукционной комиссии в части признания несоответствующими вторых частей их заявок являются незаконными и несоответствующими нормам Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Уполномоченного органа на заседание Комиссии не прибыл, письменных возражений не представил.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
11.07.2018 20:48 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе.
Дата и время окончания подачи заявок 30.07.2018 10:00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2018 N0161300002718000059-1 на участие в аукционе подано 7 (семь) заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.08.2018 N0161300002718000059-3 все заявки признаны не соответствующими требованиям аукционной документации.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, чч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Часть 6 ст. 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 ст. 62, чч. 3 и 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с чч. 3 и 4 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1; соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений постановления Правительства РФ N 99 следует, что группы работ при определении опыта подразделяются на два приведенных выше вида. Иных групп не выделено также, как и не предусмотрена возможность определять группы работ при установлении требования в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ N 99 опыта в их выполнении, исходя из их классификации, установленной в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению N 99 к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, отнесены: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство); копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом, исходя из буквального толкования положений постановления Правительства РФ N 99, только в совокупности данные документы могут свидетельствовать о наличии успешного опыта в выполнении работ. В этой связи представленные в подтверждении опыта документы должны оцениваться комиссией в совокупности, а не по отдельности.
Таким образом, Постановлением N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям.
Такие же требования установлены в аукционной документации (информационной карте) ко второй части заявки участника закупки.
Из извещения об аукционе следует, что работы, выполнение которых являлось объектом закупки, имеют код по ОКПД2 43.22.12.130, начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 813 400,00 рублей.
При таких обстоятельствах, а также исходя из характера работ по спорной закупке, размера установленной начальной (максимальной) цены контракта, заказчик имел правовые основания для установления в документации по спорной закупке требований к участникам закупки о наличии у них опыта в выполнении работ.
Заявка N6 (Заявитель N1) отклонена, так как участник закупки предоставил контракт, приложение к которому содержит нечитаемый текст.
Проанализировав заявку Заявителя-1, Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что состав второй части заявки Общества содержит:
- Государственный контракт N27 на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования по объекту: "Строительство производственного бизнес инкубатора в п. Волоконовка" (под лимит 2016 года), заключенный между Департаментом экономического развития Белгородской области (Заказчик) и ООО "Подрядчик" (Подрядчик"), в том числе Приложение N1 "Техническое задание". Цена контракта: 67 328 540,62 руб.;
- Акты по форме КС-2 на сумму 67 328 540,62 руб.;
-Акты по форме КС-3 на сумму 67 328 540, 62 руб.;
- Разрешение на ввод в эксплуатацию от 16.11.2017;
Кроме того, в ЕИС размещено извещение N0126200000416002551 о проведении электронного аукциона по объекту "Выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования по объекту: "Строительство производственного бизнес инкубатора в п. Волоконовка" (под лимит 2016 года)", а также аукционная документация со всеми приложениями (в том числе Техническое задание).
Также в ЕИС содержится информация о вышеуказанном контракте (реестровая запись N 2312313458516000027) согласно которой контракт исполнен и фактически оплачено на сумму 67 328 540,62 в российских рублях.
На основании изложенного, Заявителем представлены необходимые документы в составе второй части заявки для подтверждения опыта, следовательно, у аукционной комиссии отсутствовали основания для отклонения его заявки.
Вместе с тем, предоставление в составе заявки Приложения к контракту "Техническое задание" в нечитаемом виде не опровергает факт исполнения контракта, учитывая, что суммы в контракте и приложенных актах соответствуют, согласованы сторонами и подписаны.
Аукционная комиссия при рассмотрении заявки не должна подходить формально, в связи с чем, представленные в подтверждении опыта документы должны оцениваться аукционной комиссией в совокупности, а не по отдельности. При оценке заявки участника аукциона аукционная комиссия должна, в числе прочего, произвести сопоставление представленных в составе заявки документов дополнительным требованиям, для чего необходимо, в частности, установить, выполнялись ли ранее данным участником конкретные виды работ. Кроме того, помимо того, что комиссия должна удостоверится в том, что по содержанию работы, о которых указано в документах о наличии опыта, соответствуют тем, которые указаны в постановлении N 99, комиссии надлежит удостовериться и в том, что стоимость данных работ не ниже 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, а также в том, что эти работы выполнены за последние 3 года до даты подачи заявки. Из изложенного следует, что при отсутствии указанных сведений об объемах и характере ранее выполненных работ и их стоимости в составе заявки участника аукционная комиссия лишена возможности установить соответствие такого участника дополнительным требованиям о наличии у него опыта выполнения конкретных работ. И только при их отсутствии вправе отклонить заявку. Однако в совокупности документы, представленные в заявке ООО "Подрядчик" свидетельствовали о наличии успешного опыта в выполнении работ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявка ООО "Подрядчик" отклонена аукционной комиссией незаконно.
Заявка N7 (Заявитель N2) отклонена в связи с тем, что в составе второй части заявки участник предоставил опыт исполнения договора на выполнение работ, не соответствующих объекту закупки
В составе заявки в качестве подтверждения опыта ООО "Вектор" представило:
- Договор N 1 на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда многоквартирного дома между ООО Управляющая компания "Комфорт плюс" (Заказчик) и ООО "Вектор" (Подрядчик). Цена контракта 45 894 011 руб.;
- Акты по форме КС-2 на сумму 45 894 010, 90 руб.;
- Акты по форма КС-3 на сумму 45 894 010, 90 руб.;
- Акты о приемке- сдачи объекта в эксплуатацию от 24.11.2017.
Вышеуказанные документы подписаны сторонами по договору.
Таким образом, Обществом представлены все необходимые документы, которые согласно Постановлению N99, подтверждают опыт исполнения контракта участника.
Также в составе заявки имеется Договор N2, заключенный с тем же заказчиком по аналогичному предмету, цена которого составляет 40 391 450, 00 руб., и акты приемки подписанные сторонами по контракту.
Вместе с тем, у аукционной комиссии возникли сомнения в части несоответствия опыта Общества объекту закупки.
Пункт 2 Приложения 1 Постановления N99 гласит, что участникам закупки необходимо подтвердить наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Примечание <*> указывает на то, что используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Предметом договоров, представленных Обществом, является "Капитальный ремонт жилищного фонда многоквартирных домов"; выполненные работы указанные в акутах КС-2 свидетельствуют о том, что работы выполнялись по капитальному ремонту по объекту капитального строительства, что соответствует вышеуказанной первой группе Постановления N99.
Исходя из того, что Постановление N99 не указывает на сопоставимость характера работ представляемых участниками контрактов или каких-либо других оговорок, заявка ООО "Вектор" соответствовала требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе и Постановления N99 и отклонена аукционной комиссией незаконно.
На основании изложенного, аукционная комиссия имела возможность проверить достоверность представленных участниками закупки в подтверждение наличия опыта документов посредством анализа информации, размещенной на официальном сайте государственных закупок, учитывая, что в подтверждение наличия опыта представлены государственный контракт и документы, свидетельствующие о выполнении обязательств по нему в том объеме, в котором требовалось заказчику. В совокупности вышеуказанные документы, представленные в заявках ООО "Подрядчик", ООО "Вектор" свидетельствовали о наличии успешного опыта в выполнении работ, следовательно, обе заявки отклонены незаконно.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия проанализировала другие заявки (N3 - ООО "СК "Монолит", N5 ООО "Андаин", N8 "Лоддес") которые отклонены аукционной комиссией
Для подтверждения опыта ООО "СК "Монолит" в заявке представило Акт КС-2 на сумму 15 068 306, 84. Других документов, подтверждающих исполнение контракта, ООО "СК "Монолит" в составе заявки не представило, что подтверждает несоответствие заявки требованиям Постановления N99.
ООО "Андаин" предоставило в составе своей заявки: Договор NЕ9/КР на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома от 01.08.2015 на сумму 9 738 405, 00 руб., при этом другие документы, подтверждающие исполнение контракта (КС-2, КС-3) в составе заявки отсутствовали. Причина отклонения заявки указанного общества законна.
ООО "Лоддес" представило в качестве подтверждения опыта договор 45/17 от 28.07.2017 на "Капитальный ремонт фасада и кровли здания МАУ ДО ДД(Ю)Т г. Южно-Сахалинска (ремонт фасада)" на сумму 25 114 789, 00 руб.
Акты КС-2 на сумму 25 024 963, 00. Акты КС-3 на сумму 25 024 963, 00. Других документов подтверждающих исполнение контракта общество не представило, при этом на сайте единой информационной системе указана информация о том, что сумма договора 25 298 701,00 руб.
Согласно п. 4.1 указанного договора результаты работ принимаются по Актам КС-2, КС-3 и составляется акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами. В составе второй части заявки отсутствовал акт сверки взаимных расчетов, вместе с тем суммы, указанные в контракте, актах приемки и информации на официальном сайте разнятся. Следовательно общество "Лоддес" не подтвердило опыт исполнения контракта согласно Постановлению N99.
На основании изложенного, ООО "СК "Монолит", ООО "Андаин", ООО "Лоддес" отклонены аукционной комиссией законно.
Таким образом, Комиссия, рассмотрев жалобы Заявителя N1, Заявителя N2 признала их обоснованными, а аукционную комиссию, нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик" на действия аукционной комиссии Администрация МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт систем теплоснабжения МО "Томаринский городской округ" (извещение N 0161300002718000059) - обоснованной.
2. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на действия аукционной комиссии Администрация МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт систем теплоснабжения МО "Томаринский городской округ" (извещение N 0161300002718000059) - обоснованной.
3. Признать аукционную комиссию - Администрацию МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области нарушившим ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Уполномоченному органу (аукционной комиссии) Администрации МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области обязательное для исполнения предписание
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
С.А. Дубровина
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 августа 2018 г. N 312/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018