Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Сологова Д.А.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
при участии представителей ФКУ "Аппарат общественной палаты России": Хроменковой М.В., Доронина Н.А., Юхно А.С., Матиенко В.В.,
в отсутствие представителей ООО "ВП мероприятия", уведомлены письмом Московского УФАС России от 13.08.2018 NТФ/38854/18,
рассмотрев жалобу ООО "ВП мероприятия" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Аппарат общественной палаты России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению проведения мероприятия в Центральном федеральном округе (итоговый) (Закупка N0373100064918000013) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.08.2018 NТФ/38854/18, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации, установленные, по его мнению, в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в п.3.3.1.1. Раздела I.2. установлены требования к содержанию заявки на участие в конкурсе, не соответствующие пп. "а", "ж", "з" п.1, п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "а", "ж", "з" п.1, п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе., в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
з) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе., в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.).
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в конкурсной документации установлены требования к составу конкурсной заявки участников закупки, в том числе:
"а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (Заявка на участие в конкурсе, подготовленная по форме I.4.2. Раздела I.4. настоящей конкурсной документации);
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N44-ФЗ, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ, или заверенные копии таких документов;
3.3.1.2. Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара".
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобе не указано какие нормы Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком при установлении указанных требований к составу конкурсной заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация содержит неправомерные условия подачи заявок, а также требования, ограничивающие возможность присутствия представителей участников закупки на процедуре вскрытия конвертов.
На основании п.6 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В силу ч.2 ст.52 Закона о контрактной системе Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 4.1.3. конкурсной документации заявки на участие в конкурсе до последнего дня срока подачи заявок на участие в конкурсе (исключая день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) подаются по адресу, указанному в Информационной карте конкурса. В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе такие заявки подаются на заседании Комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе по адресу, по которому осуществляется вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, указанному в Информационной карте конкурса, после объявления присутствующим о возможности подать заявки, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с п.22 Информационной карты Пункт 4.1.2., 4.1.3. Место и срок подачи заявок на участие в конкурсе: Заявки на участие в конкурсе будут приниматься по рабочим дням с "20" июля 2018 г. по "09" августа 2018 г. с 09 ч. 00 мин. до 18 ч. 00. (время московское) по местонахождению Заказчика, а в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе "10" августа 2018 г. заявки принимаются ТОЛЬКО на заседании конкурсной комиссии перед вскрытием конвертов с заявками.
Таким образом, Заказчиком исполнены требования п.6 ст.42 и ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе посредством указания в конкурсной документации подробного порядка подачи заявок.
Также, согласно п.24 Информационной карты для того, чтобы присутствовать на процедуре вскрытия конвертов участник закупки до начала процедуры вскрытия не позднее чем за 1 день сообщает контактному лицу информацию о своем представителе, направляемом для участия в процедуре вскрытия конвертов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ФКУ "Аппарат общественной палаты России" является учреждением, обладающим правительственной специальной телефонной связью. В связи с этим в учреждении утверждено положение об организации пропускного и внутриобъектового режима в здании. В соответствии с вышеизложенным Заказчик просит заранее уведомить о присутствии участника (представителя) физического лица, для своевременного оформления пропуска.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем в составе жалобы не представлены сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также об ограничении доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к порядку запроса разъяснений положений конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.50 Закона о контактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Вместе с тем в п.2.2.1 конкурсной документации указано следующее:
"В запросе Участника закупки должны быть указаны телефон/факс или электронная почта, по которому(ой) будет направлен ответ на запрос".
Таким образом, Заказчик в конкурсной документации устанавливает положения, навязывающие обязанность участникам закупки оформлять запрос о разъяснений положений конкурсной документации в порядке, не предусмотренном Законом о контрактной системе.
Комиссия Управления приходит к выводу, что данное требование конкурсной документации установлено в нарушение ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя, п.3.6.9 и п.3.6.10 конкурсной документации не соответствуют избранному Заказчиком способу определения поставщика.
В соответствии с п.3.6.9 конкурсной документации Заявка на участие в конкурсе, подаваемая в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается в Информационной карте конкурса), должна быть оформлена с учетом особенностей электронного документооборота в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи", Федеральным законом от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такая заявка должна по содержанию соответствовать заявке на участие в конкурсе, подаваемой в письменной форме, требования к которой установлены настоящей конкурсной документацией.
Согласно п.3.6.10 конкурсной документации Наименование электронного документа, содержащего заявку на участие в конкурсе, должно содержать наименование конкурса, на участие в котором подается заявка. Все документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе, подаваемой в форме электронного документа должны быть оформлены с использованием электронной подписи уполномоченных лиц.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представители Заявителя на заседание не явились и не представили доводов, каким образом данные положения конкурсной документации ограничивают его права как участника закупки при условии, что на момент подачи заявок функционалом единой информационной системы в сфере закупок не предусмотрена возможность подачи конкурсной заявки в электронном виде.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводу жалобы конкурсная документация не содержит дату окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Комиссией Управления установлено, что в п.13 информационной карты указана дата начала и дата окончания предоставления разъяснений с 20.07.2018. по 07.08.2018, в связи с чем данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6 Согласно доводу жалобы не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии.
На основании п.8 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.2.1 проекта контракта Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по 25 декабря 2018 года, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения Сторонами.
Также, в соответствии с п.6.4 проекта контракта Государственный заказчик проверяет результаты оказанных Исполнителем Услуг в соответствии с условиями Контракта. Для проверки предоставленных Исполнителем результатов, в части их соответствия условиям Контракта, Государственный заказчик в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента получения Акта сдачи-приемки оказанных услуг проводит экспертизу результатов оказанных Услуг и оформляет документ о приемке, который подписывается уполномоченным лицом Государственного заказчика (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Государственным заказчиком).
Кроме того, п. 3.4. проекта контракта определено, что Оплата по Контракту производится Государственным заказчиком в форме безналичного платежа на расчетный счет Исполнителя в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг и выставления счета на оплату.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения конкурсной документации позволяют участникам закупки определить срок действия банковской гарантии с учетом предусмотренных проектом государственного контракта сроков исполнения обязательств, в связи с чем данный довод признается необоснованным.
8. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные положения п.3.4 проекта контракта, согласно которому срок оплаты может быть продлен в связи с несвоевременным поступлением целевого финансирования из федерального бюджета.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, положения ч.6 ст.161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливают, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Так, согласно п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных п.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Законом о контрактной системе не установлены положения, согласно которым сам факт оплаты привязан к наличию или отсутствию бюджетного финансирования. При этом, обжалуемые положения проекта контракта создают преимущественные условия Заказчику, заключающиеся в возможности неоплаты оказанных услуг.
Кроме того, согласно ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ч.7 ст.17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика.
Согласно положениям ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая вышеизложенное, указание в контракте условия о возможности продления срока оплаты товара, работы, услуги при несвоевременном поступлении бюджетных средств противоречит положениям, предусмотренным ч.13 ст.34 и ст.95 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВП мероприятия" на действия ФКУ "Аппарат общественной палаты России" обоснованной в части установления неправомерных условий оплаты выполненных работ, а также требований к порядку запроса разъяснений положений конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.13 ст.34, ч.7 ст.50, ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии А.А. Кутейников
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 августа 2018 г. N 2-57-10177/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018