Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России) в составе:
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на препараты лекарственные (извещения N 0320100010218000092) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности и выполнения государственных функций.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Техническое задание на поставку лекарственных препаратов содержит информацию о Международных непатентованных наименованиях (МНН), характеристиках, единицах измерения и количествах закупаемых лекарственных препаратов. При этом указаний на знаки обслуживания, только фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя аукционное задание не содержит, т.е описание закупки носит объективный характер.
При этом Закон N 44-ФЗ не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10.
В связи с тем, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, представляется, что при установлении конкретных требований к предмету торгов при размещении государственных заказов на поставку лекарственных средств, приоритетным должно быть не достижение максимального количества участников торгов, а достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
Следует отметить, что, Заказчик проводит закупку лекарственных препаратов не с целью обеспечения возможности осуществления предпринимательской деятельности всех производителей и поставщиков, обращающихся на фармацевтическом рынке, а с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентам в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно части 2 статьи 3 нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, не должны противоречить нормам этого федерального закона
Статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Заявитель не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, не оказывает услуги по диагностике и лечению инфекционных заболеваний, следовательно, не может оценить, какие характеристики являются терапевтически значимыми, а какие - нет. Наоборот, Заказчик указал необходимые для надлежащего выполнения предусмотренной лицензией деятельности свойства товара, имеющие высокую клиническую значимость и напрямую влияющие на эффективность и безопасность проводимой лекарственной терапии.
Согласно Приложению N 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в Техническом задании.
Техническое задание представляет собой таблицу из 6-ти столбцов, содержащих наименование требуемого Заказчику товара (лекарственного препарата), его показателей (характеристик) и значения этих показателей, удовлетворяющие потребностям Заказчика, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению, установленному заказчиком.
Приложение N 2
к информационной карте электронного аукциона
N |
ОКПД2 |
МНН |
Техническое описание |
Единица измерения |
Кол-во |
|
1 |
21.20.10.190 |
Цефоперазон + сульбактам |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0.25 г+0.25 г |
штук |
50 |
|
2 |
21.20.10.190 |
Цефоперазон + сульбактам |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0.5 г+0.5 г |
штук |
50 |
|
3 |
21.20.10.190 |
Цефоперазон + сульбактам |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г+1 г |
штук |
100 |
|
4 |
21.20.10.190 |
Гатифлоксацин |
таблетки покрытые оболочкой 400 мг |
штук |
200 |
|
5 |
21.20.10.190 |
Цефтриаксон |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г с растворителем или растворитель отдельно |
штук |
2500 |
Поставщик обязан поставить товар с остаточным сроком годности не менее чем до 10.2019 года.
По мнению Заявителя, по позиции N 1, размещенное под МНН "Цефоперазон + Сульбактам" порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25 г + 0,25 г усматривает нарушение норм законодательства, так как отсутствуют сведения о поставке препарата в кратной дозировке, из чего следует вывод, что в случае предложения участником лекарственного препарата в иной дозировке заявка на участие будет отклонена.
Заказчиком составлено описание лекарственных препаратов с учетом положений Постановления N 1380.
Согласно пояснениям заказчика лекарственный препарат МНН "Цефоперазон + Сульбактам" порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25 г + 0,25 г является комбинированным и исходя из положений подпункта "б" пункта 3 Постановления N 1380 Особенностей при закупке многокомпонентных лекарственных препаратов возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов должна быть предусмотрена только в случае, если компоненты данного препарата зарегистрированы в качестве однокомпонентного лекарственного препарата и включены в перечень ЖНВЛП.
В государственном реестре зарегистрированных лекарственных средств, размещенных на сайте (http://grls.rosminzdrav.ru/, лекарственный препарат "Сульбактам" не зарегистрирован, а зарегистрированный лекарственный препарат "Цефоперазон", как однокомпонентный не может обеспечить достижение терапевтического эффекта, в связи с этим закупка лекарственных препаратов в данных и эквивалентных лекарственных формах может осуществляться без применения положений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Особенностей.
Так, установление изложенных в аукционной документации требований по позиции N 1 (а именно, дозировка 0,25 г + 0,25 г) обусловлено спецификой лечебного процесса, коррекции дозировок, а также стандартами лечения большого количества заболеваний.
Отдельную группу составляют пациенты, входящие в группу риска развития осложнений и имеющие в анамнезе тяжелую почечную недостаточность, ишемические поражения органов и тканей, пролежни, печеночная недостаточность, наличие судорог в анамнезе, снижения побочных действий препарата и уменьшения риска развития патологической симптоматики.
Доказательства невозможности поставить товар, указанный в документации, Заявителем не представлены, ввиду чего отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке лекарственные средства, соответствующие требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчиков. Количество таких участников не ограничено.Более того предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар.
Принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
При формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик руководствовался положениями статьи 22 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 года N871н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения", электронной версией сайта государственного реестра зарегистрированных лекарственных препаратов (http://grls.rosminzdrav.ru/) и коммерческими предложениями от поставщиков числом не менее 3-х.
Согласно данным доступных Заказчику электронных версий Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/ терапевтически значимым (заявленным) характеристикам соответствуют лекарственные препараты, зарегистрированные не только под разными торговыми наименованиями, но и разных производителей, в разных формах выпуска, числом не менее 6-ти:
МНН |
Торговое наименование лекарственного препарата |
Лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная) |
Владелец РУ/производитель/упаковщик/Выпускающий контроль |
Коли-чество в потреб. упаков-ке |
Предельная цена руб. без НДС |
N РУ |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
Бакперазон |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0.25 г+0.25 г, 1 шт. - флаконы - пачки картонные |
ДжепакИнтернейшенл - Индия |
1 |
141,42 |
ЛСР-009612/09 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
Пактоцеф |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 250 мг + 250 мг - флаконы - пачки картонные |
ПротекхБиосистемсПвт. Лтд. - Индия |
1 |
140,00 |
ЛП-001495 |
Цефоперазон + Сульбактам |
Сульмовер |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25 г + 0,25 г - флаконы (1) - пачки картонные |
Фармацевтическая Компания с ограниченной ответственностью "СучжоуДаунрэйзФармасютикэл" - Китай |
1 |
133,37 |
ЛП-000972 |
Цефоперазон + Сульбактам |
Сульмовер |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 0,25 г + 0,25 г - флаконы - пачки картонные (10) - коробки картонные |
Фармацевтическая Компания с ограниченной ответственностью "СучжоуДаунрэйзФармасютикэл" - Китай |
10 |
1333,78 |
ЛП-000972 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
Цефбактам |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 250 мг+250 мг - флаконы (1) - пачки картонные |
ЗАО НПЦ "Эльфа" - Россия;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-ПротекхБиосистемсПвт. Лтд. - Индия. |
1 |
140,00 |
ЛП-001495 |
Цефоперазон + Сульбактам |
Сульперацеф |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 250 мг + 250 мг - флаконы (1) - пачки картонные |
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (ООО "ПФК "Пребенд") - Россия |
1 |
201,00 |
P N003060/01 |
Цефоперазон + Сульбактам |
Сульперацеф |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 250 мг + 250 мг - флаконы (1) /в комплекте растворитель: вода для инъекций - ампулы 5 мл (1)/ - контурные ячейковые упаковки (1) - пачки картонные |
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (ООО "ПФК "Пребенд") - Россия |
1 |
233,00 |
P N003060/01 |
Цефоперазон + Сульбактам |
Сульперацеф |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 250 мг + 250 мг - флаконы (5) /в комплекте растворитель: вода для инъекций - ампулы 5 мл (5)/ - контурные ячейковые упаковки (1) - пачки картонные |
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (ООО "ПФК "Пребенд") - Россия |
5 |
1081,00 |
P N003060/01 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
Сульмаграф |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, 250 мг+250 мг, флаконы, 1 шт. ~ / коробки картонные |
СучжоуДанрайсФармасьютикал Ко. Лтд - Китай |
10 |
1333,78 |
ЛП-000972 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
Сульмаграф |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, 250 мг+250 мг, флаконы, 1 шт. ~ / пачка картонная |
СучжоуДанрайсФармасьютикал Ко. Лтд - Китай |
1 |
133,37 |
ЛП-000972 |
Таким образом, участники размещения заказа в своих заявках под МНН "Цефоперазон+Сульбактам" могли предложить к поставке лекарственные препараты требуемой дозировки и разных производителей.
Вместе с тем заявки на участие в аукционе 2-х претендентов признаны соответствующими требованиям об аукционе, что свидетельствует о возможности поставки товаров, указанных в аукционе. (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.07.2018 N0320100010218000092-1)
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1380 от 15 ноября 2017 г, кратность сопоставления считается эквивалентной только при изменении в 2 раза (Подп. б
п. 2 Постановления N 1380), при этом не допускается указывать эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие деления твердой лекарственной формы препарата.
Кроме того, Федеральной антимонопольной службой в письме от 9 апреля 2014 г. N АК/13610/14 "О рассмотрении обращения о взаимозаменяемости лекарственных препаратов" разъяснено, что различные дозировки лекарственных препаратов следует считать взаимозаменяемыми, если существует возможность их кратного сопоставления. Например, одну таблетку с дозировкой действующего вещества 100 мг можно заменить двумя таблетками аналогичного лекарственного препарата с дозировкой по 50 мг.
Таким образом, различные дозировки лекарственных препаратов считаются взаимозаменяемыми в случаях выполнения условия о возможности их кратного сопоставления, что позволяет оказывать медицинскую помощь одинаковому числу пациентов, поскольку общее число пациентов, которым может быть оказана медицинская помощь, не меняется.
Тем самым описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на препараты лекарственные (извещения N 0320100010218000092) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 3 августа 2018 г. N 621/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2018