На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа N226 от 10 августа 2018 года "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300010618000011 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году"
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "Роулд" о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно обращению, заказчиком при проведении электронного аукциона N0104300010618000011 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году" были допущены нарушения Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе для детального анализа аукциона в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив материалы дела, Инспекцией установлено, что электронный аукцион N0104300010618000011 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году" (извещение о проведении электронного аукциона - 17.07.2018 16:30 ч.) был опубликован заказчиком в единой информационной системе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 12 533 786 ,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.07.2018 16:30 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 02.08.2018 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.08.2018 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме -09.08.2018 ч.
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании описания объекта закупки в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами как того требует п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
По позиции "Асфальт литой" ведомости материалов заказчиком предусмотрено требование "Для приготовления смесей литых требуется щебень фракций свыше 10 до 15 мм либо смеси фракций от 5 до 10 мм и свыше 10 до 5 мм." с указанием на то, что требования должны соответствовать положениям ГОСТ ГОСТ 8267.
Однако, в ГОСТе 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" отсутствует фракция свыше 10 до 5 мм.
По позиции 19 "Бетон" ведомости к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование "Марка по морозостойкости от F150 (F2100), по водонепроницаемости от W6 до W12".
На основании п.2.4.1. ГОСТа 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" водонепроницаемость каждого образца оценивают максимальным давлением воды, при котором еще не наблюдалось ее просачивание через образец.
Результаты испытаний заносят в журнал, в котором должны быть предусмотрены следующие графы: маркировка образцов; возраст бетона и дата испытаний; значение водонепроницаемости отдельных образцов и серии образцов (п.2.4.4. ГОСТа 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости").
Учитывая изложенное, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Согласно положениям письма ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2.7 статьи 2 проекта муниципального контракта предусмотрено, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма контракта, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Положение 2.7 статьи 2 проекта муниципального контракта противоречит п. 2 ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В пункте 13.2 статьи 13 проекта муниципального контракта указанно, что контракт заключен в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 70 Федерального закона N44-ФЗ. Дополнительно Контракт составлен в письменном виде в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой из Сторон, имеющих такую же юридическую силу, как и Контракт, заключенный в электронной форме.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ст. 70 Закона о контрактной системе с 01.07.2018 г признана утратившим силу.
Соответственно указание в проекте муниципального контракта ссылку на ст. 70 Закона о контрактной системе является противоречащим Закону о контрактной системе.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.Выдать Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции
Члены инспекции:
Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики
Общество с ограниченной ответственностью "Роулд"
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N05-222/18 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
20.08.2018 г. г.Нальчик
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа N226 от 10 августа 2018 года "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300010618000011 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году", на основании своего решения по делу N05-222/18 от 17.08.2018 г. и в соответствии с пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики нарушения:
а)отменить протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 06.08.2018 г.;
б)привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения N05-222/18 от 17.08.2018 г., в частности:
-исключить в требовании к характеристикам документации об аукционе показатели, получаемые при изготовлении материала (товара), и значения, которые становятся известными при испытании материала (товара) после его производства, в том числе по позиции 19;
-исключить из инструкции по заполнению первой части заявки положение, где сказано, что в случае наличия в требованиях к товарам (материалам) указания на древесину хвойной породы без указания конкретного вида древесины, участнику необходимо конкретизировать вид древесины хвойной породы из следующих: лиственница или сосна;
в)продлить сроки приема заявок на участие в аукционе в соответствии с частью 2 статьи 63, частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2.Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
а)обеспечить исполнение Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссией Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики нарушения требования пункта 1 данного предписания;
б)направить участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе уведомление о прекращении действия подданных ранее заявок и о возможности подачи новых заявок.
3. Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" в срок до 30.08.2018 г. представить в Кабардино-Балкарское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи (8662) 409-309 и по электронной почте - e-mail: to07-makaev@fas.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверной информации и документов, влечет административную ответственность.
Руководитель инспекции:
Члены инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 августа 2018 г. N 05-222-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2018