резолютивная часть решения объявлена 16.08.2018 г.
в полном объеме решение изготовлено 20.08.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Центр Слуха" (далее - ООО "Центр Слуха", заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/2754 от 14.08.2018 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Центр Слуха", представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ООО "Центр Слуха";
при участии:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу ООО "Центр Слуха" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0204100000118000109 "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2018 году" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Центр Слуха" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе в части формирования требований к поставляемым товарам, что ущемляет права и законные интересы ООО "Центр Слуха" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу ООО "Центр Слуха" обоснованной; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы ООО "Центр Слуха" по существу; провести внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 16 августа 2018 года, представителем заказчика представлены письменные пояснения, где сказано, что указанные заказчиком технические и функциональные характеристики в разделе II. требования к поставляемым товарам документации об аукционе являются стандартными и направлены на обеспечение потребностей инвалидов на уровне современных стандартов и максимальной комфортности для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха. Кроме того, при установлении характеристик слуховых аппаратов заказчик руководствовался индивидуальными программами реабилитации или абилитации. Более того, разработанные требования к поставляемым товарам на поставку слуховых аппаратов согласованы с Кабардино-Балкарским региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" и врачом сурдологом-оториноларингологом, заведущим отделением сурдологиии и сурдопротезирования ГБУЗ РКБ М3 КБР. Задачей заказчика при проведении той или иной процедуры закупки является, в первую очередь, удовлетворение собственных потребностей. В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать в документации об аукционе любые значимые для него требования к товарам. Требование к "частотному диапазону" заказчиком установлено, исходя из ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, исключительно на основе анализа соответствующего товарного рынка и понимания, что слуховой аппарат, являясь медицинским изделием выпускается для достижения медицинских целей, в том числе шириной "частотного диапазона". Границы частотного диапазона заказчиком регламентированы в ГОСТе Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", а численные значения установлены в эксплуатационной документации производителей, находящейся в открытом доступе на соответствующем товарном рынке. "Обрабатывать акустического сигнала цифровым образом с применением многоканальной (не менее 17 каналов цифровой обработки) или бесканальной технологии" не является технической характеристикой, а является потребительским свойством медицинского изделия слухового аппарата, призванным для достижения соответствующих медицинских целей. Данные функции реализуются разными производителями по-разному, и не могут быть стандартизированы в силу секрета производства каждого отдельно взятого производителя. Нами при описании технических требований использовались названия и терминологии из ГОСТ 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний". Остальные функции и свойства описаны в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. На основании вышеизложенного, представители заказчика просят признать жалобу ООО "Центр Слуха" необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Центр Слуха", письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.08.2018 г. 17:43 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0204100000118000109 "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2018 году" для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2 769 335,43 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 31.07.2018 г. 19:33 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 13.08.2018 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 14.08.2018 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 17.08.2018 г. в 13:50 ч.
На участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, в результате рассмотрения первых частей единственная заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 14 августа 2018 года. В силу ч.16 ст.66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В процессе формирования закупки заказчик руководствуется исключительно существующим и обращающимся на товарном рынке модельным рядом слуховых аппаратов, по результатам изучения которого, формировались требования к объекту закупки, в том числе и к частотному диапазону (диапазон воспроизводимых частот): не уже 0,2 - 5,5 кГц. Указанные заказчиком технические и функциональные характеристики в разделе II. требования к поставляемым товарам документации об аукционе являются стандартными и направлены на обеспечение потребностей инвалидов на уровне современных стандартов и максимальной комфортности для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха. Кроме того, при установлении характеристик слуховых аппаратов заказчик руководствовался индивидуальными программами реабилитации и абилитации.
В п.4.6 ГОСТа 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" указано, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТе 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Показатель требования к поставляемым товарам документации об аукционе "Обрабатывать акустического сигнала цифровым образом с применением многоканальной (не менее 17 каналов цифровой обработки) или бесканальной технологии" не является технической характеристикой, а является потребительским свойством медицинского изделия слухового аппарата, призванным для достижения соответствующих медицинских целей. При описании технических требований заказчиком использовались названия и терминологии из ГОСТа 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний". Кроме того, функции и свойства описаны в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Центр Слуха" необоснованной.
2.ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" отменить приостановление заключения государственного контракта по электронному аукциону N0204100000118000109 "Поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2018 году".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 августа 2018 г. N 05-226-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018