На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа N225 от 10 августа 2018 года "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Местной администрации г.п.Чегем Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300010618000012 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году",
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "Роулд" о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Согласно обращению в документацие об электронном аукционе отсутствуют требования к участникам закупки, о том что, участник закупки не является офшорной компанией и у участника закупки отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для детального анализа аукциона в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив материалы дела, Инспекцией установлено, что электронный аукцион N0104300010618000012 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году" (извещение о проведении электронного аукциона - 17.07.2018 16:30 ч.) был опубликован заказчиком в единой информационной системе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 6 266 893, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.07.2018 16:30 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 02.08.2018 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 06.08.2018 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме -09.08.2018 ч.
На основании п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Инспекцией Кабардино-Балкарского УФАС России проведена проверка деятельности Единой комиссии заказчика на предмет соответствия действий (бездействия) требованиям Закона о контрактной системе при принятии решения об отказе в допуске к участию в аукционе и при принятии решения о допуске к участию в аукционе заявок, поданных на участи в аукционе.
По позиции 19 "Бетон" ведомости к материалам документации об аукционе заказчиком прописано "Тяжелый, класс В3,5 (М50). Марка по морозостойкости от F150 (F2100), по водонепроницаемости от W6 до W12, с применением, или без применения воздухововлекающих (газообразующих) добавок. В качестве крупных заполнителей для бетонов применяют щебень, щебень из гравия, гравий из плотных горных пород, щебень из отсевов дробления плотных горных пород. Щебень из изверженных пород должен быть марки по дробимости 1000 или выше, щебень из метаморфических пород, осадочных пород, гравия марки по дробимости 800 или выше. Крупные заполнители должны иметь среднюю плотность зерен от 2000 до 3000 кг/м3 включительно. Группа щебня: 1, 2 и 3. В качестве мелких заполнителей для бетонов применяют природный песок, песок из отсевов дробления горных пород, их смеси, песок из доменных и ферросплавленных шлаков черной металлургии, мелкозернистые золошлаковые смеси с истинной плотностью от 2000 до 2800 кг/м3 включительно. В качестве вяжущего применяется портландцемент, шлакопортландцемент, портландцемент с минеральными добавками; тип цемента ПЦ-Д0, ЦЕМ III, ЦЕМ II".
В заявке с идентификационным номером "174" по позиции 19 "Бетон" ведомости к материалам документации об аукционе предложен "Бетон тяжелый, класс В3,5 (М50). Марка по морозостойкости F1100, по водонепроницаемости W, без применения воздухововлекающих и газообразующих добавок. В качестве крупных заполнителей для бетонов применяют щебень из гравия. Щебень из гравия марки по дробимости 800. Крупные заполнители имеют среднюю плотность зерен 2444 кг/м3. Группа щебня: 1, 2 и 3. В качестве мелких заполнителей для бетонов применяют природный песок с истинной плотностью 2333 кг/м3. В качестве вяжущего -портландцемент,; тип цемента ПЦ-Д0".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки при наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, химических показателей значений, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания и требований ГОСТ (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае, если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.).
Однако, несмотря на положения инструкции по заполнению первой части заявки, заявка с идентификационным номером "174" была отклонена от участия в аукционе в связи с отсутствием показателя по марке водонепроницаемости, исходя из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 06.08.2018 г.
Между тем, "Марка по морозостойкости от F150 (F2100), по водонепроницаемости от W6 до W12" в соответствии с государственным стандартом 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" определяется методом испытаний.
На основании п.2.4.1. ГОСТа 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" водонепроницаемость каждого образца оценивают максимальным давлением воды, при котором еще не наблюдалось ее просачивание через образец.
Результаты испытаний заносят в журнал, в котором должны быть предусмотрены следующие графы: маркировка образцов; возраст бетона и дата испытаний; значение водонепроницаемости отдельных образцов и серии образцов (п.2.4.4. ГОСТа 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости").
Следовательно, действия единой комиссии заказчика по отклонению участника закупки с идентификационным номером "174" по позиции 19 "Бетон" ведомости к материалам документации об аукционе являются необоснованными и незаконными, нарушающими права участника в сфере предпринимательской деятельности.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается (ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе).
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направлены на обеспечение потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Так, по позиции 19 "Бетон" ведомости к материалам документации об аукционе заказчиком установлено требование "Марка по морозостойкости от F150 (F2100), по водонепроницаемости от W6 до W12".
На основании п.2.4.1. ГОСТа 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" водонепроницаемость каждого образца оценивают максимальным давлением воды, при котором еще не наблюдалось ее просачивание через образец.
Результаты испытаний заносят в журнал, в котором должны быть предусмотрены следующие графы: маркировка образцов; возраст бетона и дата испытаний; значение водонепроницаемости отдельных образцов и серии образцов (п.2.4.4. ГОСТа 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости").
Учитывая изложенное, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Согласно положениям письма ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ходе проверки Инспекцией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, в инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрено положение, где сказано, что при наличии в техническом задании материалов или товаров из древесины, необходимо указать породу, учитывая вышеизложенные требования инструкции. Данное положение вводит участников в заблуждение, так как функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки формируются в ведомости к материалам документации об аукционе.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
П.2.7 ст.2 проекта муниципального контракта предусмотрено, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма контракта, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Положение 2.7 ст.2 проекта муниципального контракта противоречит п.2 ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В п.13.2 ст.13 проекта муниципального контракта указанно, что контракт заключен в электронной форме в порядке, предусмотренном ст.70 Закона о контрактной системе. Дополнительно Контракт составлен в письменном виде в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой из Сторон, имеющих такую же юридическую силу, как и Контракт, заключенный в электронной форме.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ст. 70 Закона о контрактной системе с 01.07.2018 г. признана утратившим силу.
Соответственно, указание в проекте муниципального контракта ссылку на ст.70 Закона о контрактной системе является противоречащим положениям Закона о контрактной системе.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Инспекция на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики нарушения ч.3 ст.7, п.2 ч.13 ст.34, п.п.1, 2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.Выдать Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции
Члены инспекции:
Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики
Общество с ограниченной ответственностью "Роулд"
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N05-223/18 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
20.08.2018 г. г.Нальчик
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа N225 от 10 августа 2018 года "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказ) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300010618000012 "Благоустройства дворовых территорий городского поселения Чегем в 2018 году", на основании своего решения по делу N05-222/18 от 17.08.2018 г. и в соответствии с пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики нарушения:
а)отменить протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 06.08.2018 г.;
б)привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения N05-223/18 от 17.08.2018 г., в частности:
-исключить в требовании к характеристикам документации об аукционе показатели, получаемые при изготовлении материала (товара), и значения, которые становятся известными при испытании материала (товара) после его производства, в том числе по позиции 19;
-исключить из инструкции по заполнению первой части заявки положение, где сказано, что в случае наличия в требованиях к товарам (материалам) указания на древесину хвойной породы без указания конкретного вида древесины, участнику необходимо конкретизировать вид древесины хвойной породы из следующих: лиственница или сосна;
в)продлить сроки приема заявок на участие в аукционе в соответствии с частью 2 статьи 63, частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2.Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
а)обеспечить исполнение Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссией Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики нарушения требования пункта 1 данного предписания;
б)направить участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе уведомление о прекращении действия подданных ранее заявок и о возможности подачи новых заявок.
3. Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Единой комиссии Местной администрации г.п. Чегем Кабардино-Балкарской Республики, Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" в срок до 30.08.2018 г. представить в Кабардино-Балкарское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи (8662) 409-309 и по электронной почте - e-mail: to07-makaev@fas.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверной информации и документов, влечет административную ответственность.
Руководитель инспекции:
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 августа 2018 г. N 05-223/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018