Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 22 августа 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО ТД "Светозар" (далее - заявитель), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 13.08.2018 N 526-ж/2018, провела внеплановую проверку действий Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации водохранилищ Челябинской области (далее - заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку светильников светодиодных уличных (изв. N0369100004818000037) (далее - аукцион) в присутствии представителей заказчика Петрина А.А., Косенко С.А., Гаврилова Ю.М., действующих на основании доверенностей от 17.08.2018 N 48, от 17.08.2018 N 49, от 17.08.2018 N 50,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.08.2018 поступила жалоба ООО ТД "Светозар" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку светильников светодиодных уличных (изв. N0369100004818000037), объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 31.07.2018 извещения об осуществлении закупки. Изменения извещения опубликованы 03.08.2018, 08.08.2018.
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 13.08.2018 N 526-ж/2018, в связи с нарушением части 7, пункта 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 710 135, 64 рублей.
Контракт по состоянию на 17.08.2018 не заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации установлен ненадлежащий срок поставки товара. По мнению заявителя, срок поставки товара должен составлять не менее 15 рабочих дней либо 21 календарных дней.
2. Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено, что световой поток светильника должен быть не менее 13000 Лм; его мощность должна быть не менее 120 Вт. Как считает заявитель, указанное требование является необоснованным и может ограничить количество участников аукциона. Так, хозяйствующим субъектом может быть обеспечен световой поток светильника 13000 Лм при мощности менее 120 Вт.
Представители заказчика с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности учреждения.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В извещении о проведении аукциона, Информационной карте аукциона установлено, что поставка товара осуществляется в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта.
В пункте 5.1 проекта контракта указано, что поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.4 договора, в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора.
Вместе с тем, заказчиком 03.08.2018 в пункт 5.1 проекта контракта внесены изменения, в соответствии с которыми срок поставки товара составляет 20 календарных дней с момента заключения контракта.
Исходя из содержания части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Однако заявителем не представлены документы, подтверждающие факт невозможности поставки товара в сроки, установленные документацией о закупке. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта нарушения прав и законных интересов Общества и иных участников закупки.
С учетом указанных обстоятельств, довод заявителя об установлении заказчиком в аукционной документации ненадлежащего срока поставки товара не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к закупаемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в пункте 1 Информационной карты аукциона. Так, заказчику требуется светильник светодиодный уличный со световым потоком не менее 13000 Лм, мощностью не менее 120 Вт.
Как пояснено представителями заказчика, закупаемые в рамках настоящего аукциона светодиодные светильники необходимо установить на столбах определенной высоты. Соответственно, в рамках обеспечения эффективного периметрального освещения заказчику имеет объективную потребность в оборудовании с характеристиками, установленными в аукционной документации. Более того, при мощности светильника менее 120 Вт в паспорте на оборудование не отражается информация о значениях изолюксов, характеризующих освещенность, что, в свою очередь, может привести к невозможности определения соответствия поставляемого оборудования условиям контракта и, как следствие, к невозможности приемки указанного товара.
При этом, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, а также об ограничении конкуренции.
Более того, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 16.08.2018 на участие в закупке подано 58 заявок; 44 участника допущены аукционной комиссией к участию в аукционе.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, заказчиком объявлен аукцион на поставку светильников светодиодных уличных (код по ОКПД2 27.40.39.113). Указанные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, при осуществлении закупок товаров из указанной группировки заказчик должен устанавливать соответствующие ограничения.
Однако в извещении о проведении аукциона, аукционной документации, в отношении закупаемого товара, заказчиком не установлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 ограничения на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, что не соответствует пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3.1. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, предусмотренных пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968.
Неустановление требований в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе, а также требований к составу и содержанию второй части заявки о предоставлении участниками документа, подтверждающего страну происхождения товара, может привести к невозможности применения национального режима.
4. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 7.5 проекта контракта указано, что оплата по договору осуществляется по факту поставки всего Товара, предусмотренного Спецификацией (приложение N 1 к Договору), в течение 15 рабочих дней после представления Заказчику документов, предусмотренных пунктом 7.3 договора.
Таким образом, в пункте 7.5 проекта контракта установлено ненадлежащее условие, которое подразумевает оплату поставленного оборудования в зависимости от факта предоставления заказчику соответствующих документов без проведения приемки товара, что, в свою очередь, не соответствует части 8 статьи 30, пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения части 8 статьи 30, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 10 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 7 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N968.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 августа 2018 г. N 130-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018