Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. -начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Амировой В.Р. - старшего госинспектора, |
|
Кучеевой А.С. -ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствиипредставителязаказчикаГКУ "Главтатдортранс": Хайруллина А.В. (по доверенности), в отсутствиипредставителейзаявителяООО "Контракт", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобуООО "Контракт"(вх.12510/ж от 02.08.2018 г.) на действиязаказчика ГКУ "Главтатдортранс"при проведении электронного аукциона N0311200024918000252на предмет: "Выполнение работ по ремонту подъездных автомобильных дорог и прилегающей территории к площадке проведения праздника "Сабантуй" у озера Лебяжье в Кировском районе г. Казани",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311200024918000252размещено на официальном сайте Российской Федерации www.etp.zakazrf.ru18.07.2018 г.
Заказчик- ГКУ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ТАТАРСТАНА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН".
Начальная (максимальная) цена контракта -94 548 000 ,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя,закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) заключается в замене и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитальногостроительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замене и (или) восстановлении систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В статьях 55.3 и 55.4 ГрК РФ предусмотрено, что выдавать свидетельства о допуске вправе саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Таким образом, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию.
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерство регионального развития Российской Федерации приказом от 30.12.2009 г. N 624 утвердило Перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития от 30.12.2009 г. N 624 Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство.
Пунктом 4.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объекта капитального строительства.
В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.
С учетом названных норм права действие Перечня распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства.
Предметом данной закупки является выполнение работ по ремонту подъездных автомобильных дорог и прилегающей территории к площадке проведения праздника "Сабантуй" у озера Лебяжье в Кировском районе г. Казани (Код ОКПД 2 -42.11.10.129).
В ходе анализа аукционной документации заказчика, Комиссией установлено, предусмотрено выполнение следующих работ: Ямочный ремонт, срезка существующего асфальтобетонного покрытия, устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси, устройство покрытия из м/зернистого плотного асфальтобетона.
Данные виды работ не являются строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов незавершенного строительства.
Следовательно, неустановление заказчиком в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации является правомерным, довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком излишних требований к показателям товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Кроме того, Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Пунктом 11.2.2 документации заказчика указано, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную Информационной картой аукциона.
2) по товарам, по которым не указан товарный знак:
а) показатели, отмеченные в приложении к документации об аукционе "Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ" знаком "*" являются показателями, значения которых не могут изменяться. По этим показателям все значения, в том числе указанные в виде диапазона либо сопровождающиеся словами "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п., являются конкретными и не должны изменяться участником закупки при подготовке заявки на участие в аукционе;
б) по показателям, не отмеченным знаком "*", по которым указаны варианты значений и (или) характеристик со словами "или", "либо" участнику аукциона следует выбирать и указывать в заявке конкретный вариант значения (характеристику), а в случае если предлагаемый товар (материал) соответствует сразу нескольким невзаимоисключающим вариантам значений (характеристик), то необходимо указать именно такое соответствие;
в) по иным показателям, не отмеченным знаком "*", предоставляются конкретные значения, без слов "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п.
В документации заказчика установлены требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ, так например, установлены следующие требования:
1 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон, горячие, щебеночные, крупнозернистые для пористого асфальтобетона, марка II
Максимальная пористость минеральной части должна быть не более 23%. - например, чтобы подтвердить соответствие данному требованию, прямо установленному Заказчиком в техзадании, а не опосредовано через стандарт, нам надо до подачи заявки закупить партию смеси, каким-то образом выделить из нее минеральную часть и каким-то образом проверить ее на пористость, чтоб была не более 23%. Все это делать под видеозапись, иначе нам нечем будет подтвердить Заказчику соответствие установленному им требованию
Максимальное водонасыщение по объему уплотненной асфальтобетонной смеси (асфальтобетона) должно быть не более 10,0%.
Максимальная остаточная пористость уплотненной асфальтобетонной смеси (асфальтобетона) должна быть не более 10,0%.
Требования к компонентам смеси: - установленные ниже требования относятся к компонентам товара, как указывает сам Заказчик, а не к самому товару, что незаконно
Порошок минеральный
- минимальное содержание частиц размером мельче 0,071 мм должно быть не менее 65 % по массе.
Максимальная пористость должна быть не более 35%.
Максимальное набухание образцов из смеси порошка с битумом должно быть не более 2,5%.
Песок природный
Максимальное содержание в песке пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2%.
Максимальное содержание в песке глины в комках должно быть не более 0,25%.
Щебень из природного камня
Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны быть:
- минимальный полный остаток на сите с диаметром отверстий 5 мм должен быть не менее 90% по массе,
- максимальный полный остаток на сите с диаметром отверстий 20 мм должен быть не более 10% по массе,
- минимальный полный остаток на сите с диаметром отверстий 12,5 мм должен быть не менее 30% по массе,
- максимальный полный остаток на сите с диаметром отверстий 12,5 мм должен быть не более 60% по массе,
- максимальный полный остаток на сите с диаметром отверстий 25 мм должен быть не более 0,5% по массе,
Максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2% по массе.
Максимальное содержание зерен пластинчатой и игловатой формы должно быть не более 35% по массе.
Максимальное содержание зерен слабых пород в щебне должно быть не более 10% по массе.
Битум
Минимальная температура вспышки должна быть не менее 230 ° С.
Минимальная температура самовоспламенения должна быть не менее 368° С
Максимальная концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны должна быть не более 300 мг/м3.
Максимальная глубина проникания иглы должна быть не более 8 мм при температуре 25° С
Минимальная температура размягчения по кольцу и шару должна быть не менее 49 ° С
Максимальная температура хрупкости должна быть не выше -18° С.
Таким образом, для того, чтобы подать заявку, потенциальным участникам требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию.
Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Технического задания.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что на участие в данной закупке была подана заявка единственного участника, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение могло повлиять на результаты определения поставщика, в связи с чем принято решение о выдаче предписания заказчику.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" (вх.12510/ж от 02.08.2018 г.) на действия заказчика ГКУ "Главтатдортранс" при проведении электронного аукциона N0311200024918000252 на предмет: "Выполнение работ по ремонту подъездных автомобильных дорог и прилегающей территории к площадке проведения праздника "Сабантуй" у озера Лебяжье в Кировском районе г. Казани", обоснованной в части довода об установлении заказчиком излишних требований к показателям товара.
2. Признать заказчика ГКУ "Главтатдортранс"нарушившим требованияпункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", оператору электронной площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии В.Р. Амирова
А.С. Кучеева
Амирова Венера Ришатовна
(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 9 августа 2018 г. N 460-кз/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2018