Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в соответствии с ч.4, ч.15, ч.15.1 ст.99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - МБОУ СОШ N17 МО Темрюкский район при проведении уполномоченным органом - МКУ "Муниципальный заказ" МО Темрюкский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт спортивного зала и примыкающих помещений здания" (извещение N 0318300008818000239), в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП Мелконян <_> для проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении заказчика - МБОУ СОШ N17 МО Темрюкский район при проведении уполномоченным органом - МКУ "Муниципальный заказ" МО Темрюкский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт спортивного зала и примыкающих помещений здания" (извещение N 0318300008818000239).
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, значения которых становятся известны после проведения испытаний, а также требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Муниципальный заказ" МО Темрюкский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт спортивного зала" (извещение N 0318300008818000235).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 705 950,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В п.1 приложения к разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Кабель |
|
Номинальное сечение жилы, мм 2 |
1,5 , 2,5 ,4 |
|
|
Тип |
кабель с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности или сшитого полиэтилена, с наружной оболочкой или защитным шлангом из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности |
В соответствии с п.4.6 ГОСТ 31996-2012 номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм2.
Согласно п.5.2.1.3. ГОСТ 31996-2012 токопроводящие жилы кабелей должны соответствовать классу 1 или 2 ГОСТ 22483.
Токопроводящие жилы должны быть одно- или многопроволочными номинальными сечениями в соответствии с таблицей 1.
Наименование жилы |
Номинальное сечение жилы, мм2 |
|||
|
круглой |
секторной (сегментной) |
||
|
медной |
алюминиевой |
медной |
алюминиевой |
Однопроволочная |
1,5-50 |
2,5-300 |
- |
25-400 |
Многопроволочная |
16-1000 |
25-1000 |
25-400 |
25-400 |
Заказчиком не установлено требование к использованию многопроволочной жилы.
Таким образом, требования, установленные заказчиком, не противоречат положениям ГОСТ 31996-2012.
В соответствии с ч.2, ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
По мнению заявителя, локальный сметный расчет содержит требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые не отражены в разделе 2 "Описание объекта закупки".
Закон о контрактной системе не содержит требование о необходимости указания всех товаров (материалов), используемых при выполнении работ и предусмотренных сметным расчетом при описании объекта закупки.
Также, заявитель указывает, сведения, указанные заказчиком в локальном сметном расчете не соответствуют ГОСТ.
В локальной смете заказчиком установлено:
13 |
408-0103 |
Гравий для строительных работ марка Др.8, фракция 20-40 мм |
м3 |
-35,76 |
14 |
ТССЦ-408-0200 |
Смесь песчано-гравийная природная |
м3 |
35,76 |
В локальном сметном расчете п.13 "Гравий для строительных работ марка Др.8, фракция 20-40 мм" заменен на п.14 "Смесь песчано-гравийная природная".
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
По мнению заявителя, заказчиком в локальном сметном расчете установлены требования к граниту керамическому многоцветному полированному, размером 300х300х8 мм, при этом не указано, что является шириной, длиной, глубиной.
38 |
ТССЦ-101-4485 Приказ Минстроя России от 31.12.14 N937/пр |
Гранит керамический многоцветный полированный, размером 300х300х8 мм ИНДЕКС К ПОЗИЦИИ(справочно): 1 1 Письмо Минстрой РФ от 05.12.2017 N 45082-ХМ/09 индекс изменения сметной стоимости на 4 квартал 2017 г.объекты образования -школы 6,54 СМР=6,54 |
В соответствии с пояснениями Заказчик не имеет возможности соотнести габаритные значения с мерными величинами (длиной, шириной, высотой), так как для данного товара они не регламентированы.
Описание и параметры гранита керамического многоцветного полированного установлены в соответствии со сметной нормативной базой, которая предусматривает расценку ТССЦ-101-4485.
Также, заявитель указывает, что требования к товарам, используемым при выполнении работ (п.4 "Бетон"), которые отсутствуют в локальном сметном расчете.
В п.4 приложения к разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
|
|
|
Класс |
В 15 |
4. |
Бетон |
|
Марка по морозостойкости (первый базовый метод), не менее |
F1 150 |
|
|
|
Марка по водонепроницаемости |
W4;W6 |
|
|
|
Фракция крупного заполнителя, мм |
от 5(3) до 10, свыше 10 до 20 |
|
|
|
Мелкий заполнитель |
Природный песок или песок отсевов дробления |
В локальной смете заказчиком установлено:
2 |
ТЕР46-04-009-01 |
Разборка бетонных оснований под полы: на гравии |
15 |
ТЕР06-01-001-01 |
Устройство бетонной подготовки |
Таким образом, установленные заказчиком требования не противоречат положениям сметной документации.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность указания данных значений.
Запрос о разъяснении положений аукционной документации заявитель не подавал.
Исходя из вышеизложенного, Инспекция, руководствуясь ч.15, ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки по жалобе ИП Мелконян <_> в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 августа 2018 г. N ВП-153/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2018