Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" Новиковой М.П. (доверенность от 09.04.2018 б/н), Сериной Л.С. (доверенность от 15.08.2018 б/н) и в отсутствие представителя ООО "Атлас Медикал Групп" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Атлас Медикал Групп" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов и приспособлений, применяемые в медицинских целях (колющие, режущие, колюще-режущие) (реестровый N0325200001618000219), содержащие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 10.08.2018 поступила жалоба ООО "Атлас Медикал Групп" (далее - Заявитель, общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов и приспособлений, применяемые в медицинских целях (колющие, режущие, колюще-режущие) (реестровый N0325200001618000219) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключения контракта на поставку инструментов и приспособлений, применяемые в медицинских целях (колющие, режущие, колюще-режущие) (реестровый N0325200001618000219) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1) 30.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
03.08.2018 Заказчик внес изменения в аукционную документация, о чем размещено на официальном сайте.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, а именно: к конкретным показателям материалов (AISI 304) и компонентному составу, применяемому при изготовлении игл инъекционных.
Комиссия считает данный довод необоснованный по следующему основанию.
Заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
На основании пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в пункте 8 части 3 Технического задания аукционной документации установил следующие требования к поставляемому товару.
Игла инъекционная 18G 1.2*38 |
Игла изготовлена из тончайшей нержавеющей, хирургической стали (AISI 304), что способствует увеличению скорости потока во время проведения инъекции или забора крови и позволяет сохранять прочность при минимальной толщине стенки. Кончик иглы имеет трехгранную атравматичную заточку острия, при этом каждая грань шлифуется ультразвуком, что обеспечивает менее болезненное введение. Цвет канюли соответствует размеру иглы по международным стандартам ISO. Втулка иглы и защитный колпачок: полипропилен Крепление канюли к втулке: эпоксидная смола Смазочный материал: не менее100% силикон Каждая игла имеет стерильную индивидуальную упаковку, содержащую информацию на русском языке. Диаметр не менее 1,2 мм, длина игла не менее 38 мм |
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте, Комиссия установила, что установленные характеристики соответствуют характеристикам как минимум двух производителей игл инъекционных, а именно: Фогт Медикаль Фертриеб, Германия и Terumo Neolus (Китай).
Более того, нержавеющая сталь AISI 304 является маркой стали.
При этом, сталь марки AISI 304 (The American Iron and Steel Institute) - это аустенитная сталь с низким содержанием углерода. В России согласно ГОСТ её аналогом является сталь марки 08Х18Н10. Нержавеющая сталь марки AISI 304 является кислотостойкой и выдерживает краткосрочное поднятие температуры до 900 градусов по Цельсию.
В связи с чем, Комиссия не находит в данных действиях Заказчика каких-либо нарушений.
2) Заказчик в пункте 11 части 3 Технического задания аукционной документации установил следующие требования к поставляемому товару.
Пункционно-биопсийная канюля |
Пункционно-биопсийная канюля с осевой ротационной шлифовкой. Возможность проведения биопсии под принудительным изгибом канюли. Тип канюли многокомпонентная. Материал канюли-"Немецкая сталь". Заточка окончания ангулярная TruCut. Края наружной канюли завальцованы. Ротационная шлифовка наружной канюли-наличие. Устройство для иммобилизации стилета- рельса, запаянное с защитным тубом. Трехточечная фиксация канюли для исключения возможности отклонения от траектории "выстрела". Длина лотка заборно-биопсийной части канюли, с допуском +\- 5%, 18 мм. Модификация заборного лотка внутренней канюли - раунд тип. Глубина соотношения толщины лотка заборно-биопсийной части к диаметру канюли с допуском +\- 5%, 0,3 х 1,2 мм. Размер рабочей поверхности при взведенной наружной канюле на глубину 22 мм, с допуском +\- 5%, 29 мм. Размер рабочей поверхности при взведенной наружной канюле на глубину 15 мм, с допуском +\- 5%, 21 мм. Длина внутренней канюли, с допуском +\- 5% 310 мм . Длина наружной канюли, с допуском +\- 5%, 250 мм. Внешний диаметр канюли, с допуском +\- 5%, дюйм 0,047". Должна быть разметка поверхности наружной канюли градуировкой глубины с шагом 10 мм, каждая пятая с утолщением.. Возможность установки канюли в корпус биопсийного устройства непосредственно в защитном тубус-пакете-наличие. Должна быть защита стерильности канюли внутренним защитным тубом непосредственно в корпусе биопсийного устройства. Размеры фиксирующего устройства канюли внутреннего защитного тубус-пакета /длина*ширина*высота/, 102*05*09 мм. Размеры отверстий внутренних посадочных мест канюли на фиксирующее устройство: 1-е посадочное место, овал, /длина*ширина*высота/, 06*05*03 мм. Размеры отверстий внутренних посадочных мест канюли на фиксирующее устройство: 2-е посадочное место, полуовал, /длина*ширина*высота/, 03*05*05 мм. Дополнительный фиксирующий желоб 2-го посадочного места канюли для более плотного соприкосновения 2-го посадочного места канюли с посадочным местом многоразового устройства, /длина*ширина*высота/, с допуском +\- 5%, 15*02*02 мм. Возможность взятия аспирата при помощи канюли наличие. Стыковая фиксация при использовании с направляющей канюлей через устройство для иммобилизации стилета наличие. Цветовая маркировка канюли, согласно размеру. Упаковка стерильно. Совместимость c устройствами для автоматической и полуавтоматической пункционной биопсии CORAZOR 6030., имеющимися у заказчика или эквивалент. |
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия соглашается с позицией Заказчика о необходимости закупки конкретных пункционно-биопсийных канюль для автоматической и полуавтоматической пункционной биопсии CORAZOR 6030., используемыми Заказчиком.
Одновременно Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации). Любой сбой или поломка оборудования может негативно отразиться на своевременности и качестве оказания медицинской помощи, а также достоверности результатов исследуемых проб анализов.
Довод Заявителя о запрете обращения устройства для автоматической и полуавтаматической пункционной биопсии CORAZOR 6030. Комиссия считает необоснованным, в связи с тем, что письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 10.12.2015 N01ОИ-2110/15 о незарегистрированном медицинском изделии несет недостоверные сведения, поскольку "Биопсийные системы и пункционно-биопсийные канюли CORAZOR" были перерегистрированы Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранении, о чем свидетельствует письмо от 11.05.2016 NФСЗ 2012/12907.
Более того, аукционная документация содержит требования к закупаемому товару, который должен быть совместим с имеющимся у Заказчика оборудованием, с целю формирования цельной функционирующей системы в процессе эксплуатации имеющего оборудования.
Кроме того, пункционно-биопсийная канюля не подпадает под действие Межгосударственного стандарта ГОСТ 19126-2007, который не распространяется в том числе, на вспомогательные инструменты, принадлежности и приспособления (п.1 Область применения) на который ссылался в своей жалобе Заявитель.
Довод Заявителя о невозможности определения показателя "TruCut" Комиссия считает необоснованным, так как в настоящее время для биопсии применяют три группы игл: аспирационные; модифицированные аспирационные; режущие. Режущие иглы бывают трёх типов: Menghini, с остро заточенным рабочим концом, Tru-Cut, имеющая канюлю с острыми краями и внутренний стилет с вырезкой и пружинно-режущие со специальным "пистолетом". Предназначены для получения образца тканей для гистологического исследования.
Одновременно следует отметить, что участники закупки при формировании своих аукционных заявок руководствуются аукционной документацией (инструкция по заполнению заявок, техническое задание).
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
Более того, Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный вывод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
Между тем, Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
Между тем, в пункте 11 части 3 Технического задания Заказчиком установлено, что "Пункционно-биопсийная канюля . Материал канюли-"Немецкая сталь". .
При этом Заказчиком не конкретизировано, что именно понимается им под немецкой сталью, противоречат положениям технических регламентов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а обоснование применения требований, не соответствующих государственному стандарту, документация об аукционе не содержит, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, как следствие, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая то, что допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результат определения поставщика , Комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атлас Медикал Групп" (далее - Заявитель, общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов и приспособлений, применяемые в медицинских целях (колющие, режущие, колюще-режущие) (реестровый N0325200001618000219) обоснованной в части довода о несоответствии аукционной документации пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Предписание не выдавать.
3. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт поставку инструментов и приспособлений, применяемые в медицинских целях (колющие, режущие, колюще-режущие) (реестровый N0325200001618000219).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 августа 2018 г. N 333-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018