Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона АЭ-45/2018 по ремонту котельной N1 (центральная) с. Викулово, ул. Новосоветская, 31, строение 4 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024918000081),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 08.08.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявитель указывает, что в противоречие с требованиями части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком не включено условие в проект контракта условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Также Заявитель указывает, что Заказчик в соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе должен устанавливать в Извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 от 14.02.2015, таким образом по мнению Заявителя Заказчик не установил обязательные требования к участникам закупки чем нарушил требования статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.
Представители заказчика Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области на заседании комиссии представили возражения на поступившую жалобу Заявителя (исх. N 2378 от 14.08.2018), а также надлежащим образом заверенную копию аукционной документации N АЭ-45/2018 которые приобщены в материалы рассматриваемого дела.
На заседании Комиссии представители Заказчика в возражениях на поступившую жалобу указывают, что в нарушение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком не включено в контракт обязательное условие о сроках возврата внесенных денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, вместе с тем, как поясняет Заказчик указанное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика. Кроме того, Заказчик не установил дополнительные требования к участникам обжалуемой закупки, поскольку код общероссийского классификатора обжалуемой закупки - 43.29.19.190 работы монтажные прочие не включенные в другие группировки - не содержит группы работ, в связи с чем, Заказчик не обязан устанавливать в Извещении о проведении закупки группу работ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
24.07.2018 года информация о проведении электронного аукциона АЭ-45/2018 размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024918000081).
Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе: 09.08.2018 09:00.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 31 996 753,00 рублей.
Оператор электронной площадки: АО "ЕЭТП" (адрес в сети Интернет: http://roseltorg.ru).
Предметом электронного аукциона АЭ-45/2018 является ремонт котельной N1 (центральная) с. Викулово, ул. Новосоветская, 31, строение 4.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По доводу заявителя, о том, в противоречие с требованиями части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком не включено условие в проект контракта условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.
Согласно приложению к аукционной документации АЭ-45/2018 содержится проект муниципального контракта по ремонту котельной N 1 (центральная) с. Викулово, ул. Новосоветская, 31, строение 4.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив прилагаемый к аукционной документации проект муниципального контракта, не установила наличие обязательного условия контракта о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
С учетом изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не включено в проект муниципального контракта обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что содержит нарушение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя в указанной части обоснован.
О том, что Заказчиком в аукционной документации не содержится группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 от 14.02.2015, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 02.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 02.02.2015 N 99) выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, при этом устанавливается дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив содержание аукционной документации, установила, что в качестве приложения к аукционной документации содержится приложение в виде технического задания, в котором указаны работы, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 от 14.02.2015. При этом, допускается указание Заказчиком на перечень работ которым должен соответствовать участник закупки в виде отдельного приложения.
В ходе проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно приложения к аукционной документации (техническое задание), содержится определенный перечень общестроительных работ. В состав указанных работ входят демонтажные работы: демонтаж фундамента под дымовой трубой, демонтаж трубы; демонтаж кровли; демонтаж перекрытий; демонтаж окон и дверей; разборка кирпичных стен; демонтаж наружных стеновых панелей; демонтаж оборудования. Также, в состав работ входят монтажные работы: монтаж фундамента под дымовую трубу; монтаж кровли; монтаж перекрытий; монтаж окон и дверей; усиление конструктивных элементов: стен кирпичных стальными тяжами; пробивка проемов в конструкциях из бетона; устройство основания под фундаменты: щебеночного; устройство фундаментных плит железобетонных: плоских; армирование кладки стен и других конструкций; облицовка фасада металлосайдингом с пароизоляционным слоем; отделка помещений.
При этом, указанные перечни работ являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Следовательно, подразумевают наличие у участника закупки свидетельства о членстве в СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, указанное требование является обязательным и подлежит указанию в аукционной документации, в качестве обязательного требования которому должен соответствовать участник закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требование о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно разъяснений содержащихся в Письме ФАС России от 13 июля 2017 г. N ИА/47916/17 "О принятии к рассмотрению жалоб от физических лиц" в соответствии со статьей 48, частями 2 - 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о представлении документа, подтверждающего членство в СРО.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации не установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии свидетельства о членстве в СРО на выполнение работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым обратить внимание Заказчика, что положения главы 2 аукционной документации N АЭ-45/2018 содержат ссылки на статью 70 Закона о контрактной системе.
Между тем, статья 70 Закона о контрактной системе утратила силу с 1 июля 2018 года на основании Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 31.12.2017 N 504-ФЗ".
Срок начала подачи заявок по указанному электронному аукциону установлен 24.07.2018.
Срок окончания подачи заявок по указанному электронному аукциону установлен 09.08.2018, 09:00.
Следовательно, ссылка на статью 70 Закона о контрактной системе в разделе 2.5 главы 2 аукционной документации, которая утратила юридическую силу, является недопустимой. Комиссия Тюменского УФАС России обращает внимание Заказчика на приведение указанного положения аукционной документации в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в Закон о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона АЭ-45/2018 по ремонту котельной N1 (центральная) с. Викулово, ул. Новосоветская, 31, строение 4 (реестровый номер закупки 0167300024918000081) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" - http://roseltorg.ru, обеспечить техническую возможность для исполнения выданного предписания и проведения процедуры электронного аукциона N 0167300024918000081.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/339 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
15 августа 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе
на основании решения от 15.08.2018 г. по делу N ФКС 18/339 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика Администрация Викуловского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона АЭ-45/2018 по ремонту котельной N1 (центральная) с. Викулово, ул. Новосоветская, 31, строение 4 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024918000081), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области надлежит устранить нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе допущенные при проведении электронного аукциона АЭ-45/2018 по ремонту котельной N1 (центральная) с. Викулово, ул. Новосоветская, 31, строение 4 (реестровый номер закупки 0167300024918000081) путем внесения изменений в аукционную документацию с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 15.08.2018 г. по делу N ФКС 18/339 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области после внесения изменений в аукционную документацию N АЭ-45/18, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" - http://roseltorg.ru, обеспечить техническую возможность для исполнения выданного предписания и проведения процедуры электронного аукциона N 0167300024918000081.
4. В срок до 14 сентября 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 августа 2018 г. N ФКС 18/339
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2018