Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МРМ" на действия заказчика на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку шовного хирургического материала (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418003954).
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 08.08.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что Заказчиком в описании объекта закупки не использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями. При этом, в нормативных актах (ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 26641-85, ГОСТ 25725-89) запрашиваемая характеристика (нить снабжена пластиковым сосудистым фиксатором) отсутствует, не является общепринятой и соответственно применяться в качестве технической характеристики материала не может.
Представитель заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "МРМ" извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.
Представители заказчика ГБУЗ ТО "ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" на заседании Комиссии представили возражения на поступившую жалобу, просили признать жалобу Заявителя необоснованной.
Представитель Заказчика в возражениях на поступившую жалобу отмечает, что в нормативных актах ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 26641-85, ГОСТ 25725-89 запрашиваемая характеристика (нить снабжена пластиковым сосудистым фиксатором) отсутствует и не является общепринятой не состоятелен, так как согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик может использовать при составлении описания объекта закупки иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Снабжение шовного материала (нити) пластиковым сосудистым фиксатором обусловлено необходимостью предотвращения "эффекта памяти" нити. При этом, учитывая что ГБУЗ ТО "ОКБ N 2" в первую очередь оказывает экстренную и неотложную медицинскую помощь для жителей г. Тюмени и Тюменского района, вышеуказанные требования имеют важное значение при закупке шовного хирургического материала. Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер.
Представитель уполномоченного органа - Управление государственных закупок Тюменской области на заседание комиссии представил надлежащим образом заверенную копию аукционной документации, а также возражения на поступившую жалобу, на заседании Комиссии просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
Представитель уполномоченного органа в возражениях на поступившую жалобу отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров (работ, услуг). По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. Кроме того, из доводов жалобы не усматривается в чем именно заключается нарушение прав и законных интересов Заявителя, применительно к положениям статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлены доказательства в подтверждение доводов, изложенных в жалобе, а также ООО "МРМ" не подавало заявку на участие в закупке на поставку шовного материала для хирургии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и представителя уполномоченного органа исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
31.07.2018 года информация о проведении запроса котировок размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003418003954.
Дата окончания подачи котировочных заявок: 09.08.2018, 10:00.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 188 000,00 рублей.
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (адрес в сети Интернет: http://www.sberbank-ast.ru)
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является поставка шовного хирургического материала
В пункте 1 приложения N 1 к извещению о проведении электронного аукциона установлены следующие характеристики объекта закупки.
Шовный хирургический материал.
Минимальные и (или) максимальные показатели: длина нити не более 60 см, длина иглы не менее 8,5 мм и не более 9,5 мм.
Показатели, которые не изменяются: является моноволоконным синтетическим нерассасывающимся стерильным хирургическим шовным материалом и изготовлен из кристаллического изотактического стереоизомера полипропилена, синтетического линейного полиолефина, окрашенный в яркий цвет. Диаметр нити USP 6/0 (метрический размер 0,7), отрезок с двумя колющими атравматическими иглами из антикоррозийной высокопрочной аустенитной стали, предназначенных для использования на измененных сосудах, с прочностью на излом и изгиб при многократном прокалывании тканей, колющие с изгибом 3/8 окружности. Нить снабжена пластиковым сосудистым фиксатором. Отсутствие "эффекта памяти" у нити, равномерный сход нити. Единица измерения - шт.
Требования к содержанию документации об аукционе урегулированы статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 указанной статьи документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемым и в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Статьей 10 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение о проведении электронного аукциона характеристик объекта закупки, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Данная позиция согласуется с выводами Президиума Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 года) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Поскольку предметом указанного запроса котировок является право на заключение контракта на поставку шовного хирургического материала, а не на изготовление (производство) объекта закупки, то согласно части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми Заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона.
Ни один из ГОСТов не содержит требования о запрете или невозможности использования нити снабженной пластиковым сосудистым фиксатором. ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 26641-85, ГОСТ 25725-89 в части запрашиваемой характеристики, не предусматривает наличие нити снабженной пластиковым сосудистым фиксатором. Между тем требования, установленные в Приложении N 1 к извещению о проведении электронного аукциона обусловлены потребностью Заказчика на поставку указанного товара с определенными характеристиками и которые являются для него значимыми, и не противоречащие требованиям ГОСТ.
Таким образом, установленные Приложением N 1 к извещению о проведении электронного аукциона требования не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, отвечают требованиям ГОСТ и обусловлены потребностью Заказчика в закупке инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя не обоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МРМ" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку шовного хирургического материала (реестровый номер закупки 0167200003418003954) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 августа 2018 г. N ФКС 18/342
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018