Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МРМ" на действия заказчика на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 9 (с. Вагай)" при проведении запроса котировок N ЗК-0394/18 на поставку шовного материала для хирургии (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418004089).
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 09.08.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного запроса котировок.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что в пункте 6 Технического задания документации в графе " Описание объекта закупки" указаны следующие требования: нить фиолетовая, М3 (2/0), нерассасывающаяся, плетеная, игла таперкат V-39, колющая, игла 45 мм, единица измерения - штука". По мнению Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки не использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Согласно ГОСТ 26641-85 и ГОСТ 31620-2012 игла "колющая" и игла "таперкат" являются различными, а соответственно взаимоисключающими типом игл. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик указал несуществующую совокупность характеристик материала, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение. Кроме того, Заказчик не имел права включать в документацию о закупке сведения в отношении товарного знака материала Викрил (Vicryl) компании "Ethicon Endo-Surgery", подразделения "Johnson & Johnson".
Представитель заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "МРМ" извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.
Представитель заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 9 (с. Вагай)" извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.
Представитель уполномоченного органа - Управление государственных закупок Тюменской области на заседание комиссии представил надлежащим образом заверенную копию извещения о проведении запроса котировок, а также возражения на поступившую жалобу, на заседании Комиссии просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
Представитель уполномоченного органа в возражениях на поступившую жалобу отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров (работ, услуг). По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. По информации представленной заказчиком, таперкат является разновидностью хирургической иглы и по форме представляет собой комбинацию колющей и режущей иглы; колющая игла с заточкой, как у режущей, используется для твердых тканей. В связи с чем, игла таперкат V-39, колющая, игла 45 мм, имеют отношение к одному виду иглы - таперкат. Кроме того, в ГОСТ 26641-85 и ГОСТ 31620-2012 отсутствует характеристика такого вида иглы как таперкат. Также несостоятельными являются доводы Заявителя о том, что в описании объекта закупки содержатся сведения о товарном знаке, поскольку викрил является разновидностью шовного материала. Материал был разработан как синтетический заменитель кетгута. Кроме того, из доводов жалобы не усматривается в чем именно заключается нарушение прав и законных интересов Заявителя, применительно к положениям статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлены доказательства в подтверждение доводов, изложенных в жалобе, а также ООО "МРМ" не подавало заявку на участие в закупке на поставку шовного материала для хирургии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
02.08.2018 года информация о проведении запроса котировок N ЗК-0394/18 размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003418004089.
Дата окончания подачи котировочных заявок: 14.08.2018, 09:55.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 341 430,00 рублей.
Согласно извещению о проведении запроса котировок предметом закупки является поставка шовного хирургического материала
В пункте 6 приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок установлены следующие характеристики объекта закупки.
Шовный материал (викрил)
Минимальные и (или) максимальные показатели: длина не менее 70 см
Показатели, которые не изменяются: Нить фиолетовая, М3 (2/0), нерассасывающаяся, плетеная, игла таперкат V-39, колющая, игла 45 мм. единица измерения - штука.
Показатели, указанные в диапазоне: не устанавливается.
Требования к содержанию извещения о проведении запроса котировок урегулированы статьей 73 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемым и в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Статьей 10 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
По первому доводу жалобы Заявителя о том, что согласно ГОСТ 26641-85 и ГОСТ 31620-2012 игла "колющая" и игла "таперкат" являются различными, а соответственно взаимоисключающими типом игл. Заказчик указал несуществующую совокупность характеристик материала, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.
Исходя из требований, содержащихся в пункте 6 технического задания приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок участнику закупки надлежало поставить иглу таперкат V-39, колющая, игла 45 мм. единица измерения - штука.
При этом, согласно требований содержащихся в пункте 1.2 ГОСТ 25981-83 "Иглы хирургические. Общие технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 ноября 1983 г. N 5610) хирургические иглы в зависимости от формы острия подразделяют:
1) Иглы с круглым острием;
2) Иглы с трехгранным острием (колюще-режущие - таперкат).
Согласно примечанию к ГОСТ 26641-85 "Иглы атравматические. Общие технические требования и методы испытаний" (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 октября 1985 г. N 3465) указывается, что стандарт не распространяется на хирургические иглы по ГОСТ 25981-83.
Комиссия Тюменского УФАС России не может согласиться с доводом жалобы Заявителя о том, что в пункте 6 технического задания приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок содержится взаимоисключающий тип игл, поскольку ГОСТ-26641-85 не распространяется на хирургические иглы по ГОСТ 25981-83. Тем более, по условиям извещенияо проведении запроса котировок указан один конкретный тип игл которые необходимо поставить Заказчику с учетом требований которые указал Заказчик.
Комиссия Тюменского УФАС России соглашается с доводами Заказчика относительно того, что игла таперкат является разновидностью хирургической иглы. В связи с чем, игла таперкат V-39, колющая, игла 45 мм, имеют отношение к одному виду иглы - таперкат. И не подразумевают какие-либо взаимоисключающие типы игл.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение о проведении запроса котировок характеристик объекта закупки, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Более того, указание в извещении о проведении запроса котировок требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Данная позиция согласуется с выводами Президиума Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 года) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя в указанной части не обоснован.
По второму доводу жалобы Заявителя о том, что Заказчик не имел права включать в документацию о закупке сведения в отношении товарного знака материала Викрил (Vicryl) компании "Ethicon Endo-Surgery", подразделения "Johnson & Johnson", Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ 31620-2012 "Материалы хирургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний" (принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации - протокол N 41-2012 от 24 мая 2012 г.) (далее - ГОСТ 31620-2012) по способности рассасываться в тканях организма шовные материалы подразделяют на:
- нерассасывающиеся (неабсорбируемые);
- рассасывающиеся (абсорбируемые).
В соответствии с пунктом 4.1.3.1 ГОСТ 31620-2012 многофиламентные шовные материалы подразделяют на:
- плетеные;
- крученые;
- комплексные;
- комбинированные.
В соответствии с пунктом 4.1.5 ГОСТ 31620-2012 шовные материалы могут быть неокрашенными или окрашенными в цвета, контрастные цвету крови.
Комиссия Тюменского УФАС России установила, что в пункте 6 технического задания приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок участнику закупки надлежало поставить шовный материал (викрил) со следующими показателями: нить фиолетовая, М3 (2/0), нерассасывающаяся, плетеная. При этом, сопоставив требования указанные Заказчиком в техническом задании с требованиями, которые содержатся, в ГОСТ 31620-2012 Комиссия приходит к выводу, что Заказчик заинтересован в поставке того объекта закупки, который обусловлен его потребностями, исходя из этого, требование Заказчика о поставке шовного материала (викрил), который является разновидностью шовного материала, представляющего собой многонитчатый шовный материал нового поколения, который изготовляется из синтетического сополимера не является нарушением требованием пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а указанное требование Заказчика фактически обусловлено необходимостью в поставке разновидности шовного материала - викрил, и не связано с включением в техническое задание требования в отношении товарного знака викрил (vicryl).
Поскольку предметом указанного запроса котировок является право на заключение контракта на поставку шовного материала для хирургии, а не на изготовление (производство) объекта закупки, то согласно части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении запроса котировок и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми Заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного запроса котировок.
Таким образом, довод жалобы Заявителя в указанной части не обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МРМ" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 9 (с. Вагай)" при проведении запроса котировок N ЗК-0394/18 на поставку шовного материала для хирургии (реестровый номер закупки 0167200003418004089) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 августа 2018 г. N ФКС 18/344
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018