Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Арарат Строй" на действия заказчика Администрация Упоровского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству центральной площади с.Упорово (устройство детской игровой площадки) (далее - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300027118000060),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 09.08.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы Заявителя, заявка ООО "Арарат Строй" была отклонена Заказчиком по первой части, основанием для отклонения явилось - предоставление недостоверных сведений о длине камней бортовых либо о материале, из которого они изготовлены. Камни длиной 3 м. изготавливаются из тяжелого бетона согласно ГОСТ 6665-91 (Участником заявлено камни бортовые (кол-во в соответствии с локальным сметным расчетом) ГОСТ 6665-91 минимальные и макисмальные показатели: - длина 3 м. Иные показатели: изготовленные из мелкозернистого бетона марки В30. Заявитель считает что поданная заявка для участия в электронном аукционе неправомерно отклонена заказчиком. В аукционной документации Заказчиком был установлен изменяемый показатель по данному критерию "Иные показатели: изготовленные из тяжелого или мелкозернистого бетона марки В30, что по мнению Заявителя ввело в заблуждение участников закупки.
Представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заказчика, на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу заявителя (исх. N 151 от 15.08.2018), а также надлежащим образом заверенную копию аукционной документации которые приобщены в материалы дела.
В обоснование возражений представитель заказчика указывает, что в наименовании используемого товара имеется указание на соответствие камней ГОСТ 6665-91. Пунктом 1.2.5 ГОСТ 6665-91 установлено, что камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту. Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными. При этом, камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.1996. В соответствии с аукционной документацией участники должны указать конкретные предложения в соответствии с установленными критериями. У участников, делающих предложения, был выбор в указании конкретных критериев, которые соответствуют ГОСТ 6665-91.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
05.07.2018 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству центральной площади с.Упорово (устройство детской игровой площадки) (реестровый номер 0167300027118000060).
Начальная (максимальная) цена контракта 5 999 981,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 05.07.2018.
Дата окончания срока подачи заявок: 30.07.2018, 10:00.
Оператор электронной площадки: АО "ЕЭТП" (адрес в Интернете: http://roseltorg.ru)
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Требования к содержанию документации об аукционе урегулированы статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 указанной статьи документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемым и в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Статьей 10 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
В пункте 1 Приложении N 1 к аукционной документации "Техническое задание" в разделе "Требования и характеристики к поставляемому оборудованию и используемым материалам (спецификация)" содержится следующее описание объекта закупки:
Камни бортовые (кол-во в соответствии с локальным сметным расчетом) ГОСТ 6665-91
Минимальные и максимальные показатели: длина до 3 метров.
Показатели которые не изменяются: по ГОСТ 6665-91
Показатели указанные в диапазоне: не установлены.
Иные показатели: изготовленные из тяжелого или мелкозернистого бетона марки В30.
По доводу Заявителя о том, что заявка ООО "Арарат Строй" была отклонена Заказчиком по первой части необоснованно, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.
Участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать, конкретные показатели поставляемого товара, указание на которые содержится в техническом задании.
Согласно пункту 1.2.5 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 03.04.91 N 13) (далее - ГОСТ 6665-91) камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту. Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными. Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.
Согласно пункту 3.2.2 (инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе) аукционной документации, следует, что если значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "от", "до", участником закупки в предложении указывается конкретное значение. При этом, если два и более показателя перечислены с использованием союза "или", то участник закупки должен выбрать один показатель и без союза "или" (пример: "Цвет белый или желтый". Предложение участника закупки "Цвет белый").
Исходя из требований ГОСТ 6665-91 камни длиной до 1 метра должны быть изготовлены из мелкозернистого бетона. Вместе с тем, в пункте 1 заявки Заявителя указано следующее: камни бортовые по ГОСТ 6665-91 длиной 3 метра, изготовленные из мелкозернистого бетона марки В30, что не соответствует требованиям ГОСТ 6665-91.
Указанные Заявителем характеристики объекта закупки - камни бортовые не соответствуют требованиям ГОСТа 6665-91, поскольку при длине камней бортовых 3 метра, указанные камни должны быть изготовлены согласно требованиям ГОСТ 6665-91 из тяжелого бетона. В то время, как Заявитель в поданной заявке указывает, что указанные камни бортовые изготовлены из мелкозернистого бетона длиной 3 метра, что не соответствует требованиям установленным ГОСТ 6665-91. Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Арарат Строй" как несоответствующую требованиям ГОСТ 6665-91. Таким образом, довод Заявителя в указанной части не обоснован.
Относительно доводов Заявителя относительно оспаривания положений аукционной документации Комиссия Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым разъяснить в указанной части, что в соответствии с пунктом 3.37 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в Приложении N 1 к аукционной документации "Техническое задание" п. 1 "Камни бортовые (кол-во в соответствии с локальным сметным расчетом) ГОСТ 6665" содержатся следующее показатели: "Минимальные и максимальные показатели" длина до 3 метров и иные показатели: изготовленные из тяжелого или мелкозернистого бетона марки В30. При этом ГОСТ 6665-91 установлено, что камни длиной 1,0 м следует изготовлять из мелкозернистого бетона, Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона.
Учитывая, что ГОСТ 6665 устанавливает к камням бортовым изготовленным из мелкозернистого бетона требование длины до 1 м, что противоречит требованиям по показателю "длины до 3-м" к отношению показателя "изготовленные из тяжелого или мелкозернистого бетона марки В30"", установленным в Приложении N 1 документации об Аукционе.
Следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования по показателям "длины", "материала изготовления (тяжелого или мелкозернистого бетона)" камней бортовых таким образом, что участник закупки может предложить в составе первой части заявки на участие в Аукционе показатели, соответствующие положениям документации об Аукционе, которые, в свою очередь, будут противоречить требованиям ГОСТ 6665. Что в свою очередь нарушает требования установленные в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно, требований содержащихся в пунктах 4.4.1, 4.4.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) прочность щебня и гравия характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, а марки по дробимости щебня из изверженных пород - в таблице 4, марки по дробимости щебня из гравия и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 5.
При этом, в пункте 3 Приложения N 1 к аукционной документации "Техническое задание" в разделе "Требования и характеристики к поставляемому оборудованию и используемым материалам (спецификация)" содержат описание объекта закупки - щебень из природного камня.
Установлены минимальные и (или) максимальные показатели:
- группа щебня: не менее 1 не более 3
- марка не менее 800
- марка по истираемости: не менее И3
- марка по морозостойкости: не менее F50
При этом, указание в аукционной документации марка не менее 800 не позволяет определить щебень какой прочности необходим Заказчику в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93. Поскольку указанная марка относится к прочности щебня из осадочных и метаморфических пород, из изверженных пород, из гравия и гравия. С учетом, изложенного Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки - щебень из природного камня не позволяет определить какой марки прочности щебень необходим Заказчику, что по сути вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно требований пункта 4.2.1 ГОСТ 8736-2014 "Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.11.2014 N 1641-ст) в зависимости от зернового состава и содержания пылевидных и глинистых частиц песок подразделяют на два класса:
- класс I;
- класс II.
В зависимости от крупности зерен (модуля крупности) песок классов I и II подразделяют на группы:
- песок класса I - повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;
- песок класса II - повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.
При этом, в пункте 3 Приложения N 1 к аукционной документации "Техническое задание" в разделе "Требования и характеристики к поставляемому оборудованию и используемым материалам (спецификация)" содержат описание объекта закупки - песок. При этом, как следует из документации, установлены иные показатели: I или II.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, указание в аукционной документации, иные показатели: I или II, не конкретизирует, что имеется ввиду, а именно какой класс, группа, марка песка используется при указании данной характеристики объекта закупки. Таким образом, указанное положение документации по сути вводит участников закупки в заблуждение относительно указания класса песка. Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Арарат Строй" на действия заказчика Администрация Упоровского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству центральной площади с.Упорово (устройство детской игровой площадки) (реестровый номер 0167300027118000060) необоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию Упоровского муниципального района Тюменской области, нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов вынесенных в результате проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию, продления срока окончания подачи заявок и проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (адрес в Интернете: http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства в отношении ответственных должностных лиц заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/345 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
16 августа 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Управления - Веретенникова И.В.
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела контроля закупок Бороздина Е.Н.,
ведущего специалиста-эксперта - эксперта Назарова И.Г.,
на основании решения от 16.08.2018 г. по делу N ФКС 18/345 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Арарат Строй" на действия заказчика Администрация Упоровского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству центральной площади с.Упорово (устройство детской игровой площадки) (реестровый номер закупки 0167300027118000060), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - Администрации Упоровского муниципального района Тюменской области, устранить нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству центральной площади с. Упорово (реестровый номер 0167300027118000060).
2. Заказчику отменить все протоколы вынесенные в результате проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию, продлении срока окончания подачи заявок и проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.
3. После внесения изменений в аукционную документацию провести дальнейшую процедуру электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, в решении по делу N ФКС 18/345.
4. Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (адрес в Интернете: http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания.
5. Заказчику, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет в срок до 14.09.2018 г. включительно.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 августа 2018 г. N ФКС 18/345
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018