Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_.> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_.> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_.> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Автодор" (далее - ООО "Автодор", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" (далее - ФКП "Аэропорты Севера", заказчик): Гулидова М.В. (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Автодор" на действия аукционной комиссии заказчика ФКП "Аэропорты Севера" при проведении электронного аукциона на поставку специальной техники (извещение N0516100000118000388), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Автодор".
Из текста жалобы заявителя следует, что аукционная комиссия необоснованно отказала ООО "Автодор" в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель заказчика с доводом жалобы не согласилась, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы и заслушав представителя заказчика, установила следующее:
1. извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.07.2018 года;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. начальная (максимальная) цена контракта - 6 530 666,67 руб.;
4. на участие в закупке подано 4 (четыре) заявки от участников закупки;
5. 3 участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
6. заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Автодор" необоснованной по следующим основаниям.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0516100000118000388 от 31.07.2018 участнику заявки ООО "Автодор" было отказано в допуске по следующему основанию: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе)".
Из пояснений представителя заказчика ФКП "Аэропорты Севера" следует, что предложенная участником заявка не соответствует требованию заказчика:
"Двигатель внутреннего сгорания (далее - ДВС) экологического класса Евро-5 используется жидкий реагент для очистки выхлопных газов с температурой кристаллизации -11,5 градусов по Цельсию. Использование данного реагента ДВС экологического класса Евро-4 не предусмотрено. Требуемая к поставке техника - автоцистерна АЦ-10 на базе полноприводного автомобиля с ДВС экологического класса Евро-4 будет эксплуатироваться ФКП "Аэропорты Севера" в филиале "Аэропорт Нерюнгри", где средняя температура окружающего воздуха в зимний период времени значительно ниже -11,5 градусов по Цельсию".
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В описании объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования к автоцистерне, необходимой к поставке:
Наименование параметров |
Значения |
Двигатель | |
Модель |
ЯМЗ-53642-10 |
Экологический класс |
Евро-4 |
Мощность |
285 л.с. |
Предпусковой подогреватель двигателя |
наличие |
Между тем, в заявке участника закупки ООО "Автодор" предложено:
- Базовое шасси: Урал NEXT 4320-6952-74
- Двигатель: ЯМЗ-53613-10, Евро-5, дизельный, четырехтактный, шестицилиндровый, рядный, объем - 6,65 куб.м.
В соответствии части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из пояснений представителя заказчика, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что характеристика предлагаемого товара не соответствует требованиям заказчика по эксплуатации в условиях низких температур в виду технических особенностей двигателей внутреннего сгорания экологического класса Евро-5.
В соответствии с положениями части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно требованиям части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
На основании вышеизложенного решение аукционной комиссии заказчика ФКП "Аэропорты Севера" об отказе в допуске к участию в аукционе заявки ООО "Автодор" было принято обоснованно. Жалоба признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе должна содержать информацию, содержащую в извещении о проведении аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержатся информация, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
В пункте 13 Информационной карты аукционной документации указано следующее:
13. |
Сроки (периоды) поставок товара, выполнения работ, оказания услуг |
60 (тридцать) календарных дней со дня заключения контракта. |
Представитель заказчика в ходе заседания пояснила, что срок поставки товара составляет 60 дней, 30 дней указано вследствие технической ошибки.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 в части указания недостоверной информации, а именно некорректного срока поставки товара.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 года N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1005) утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, из анализа положений аукционной документации следует, что условие о том, что банковская гарантия должна соответствовать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства N 1005 отсутствует, что нарушает часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Между тем, в пункте 35 Информационной карты аукционной документации, содержащей обязательные требования к участникам закупки, требования в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствуют.
Таким образом, заказчик нарушил часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Между тем, проект контракта содержит разночтение в отношении предмета контракта. Из наименования контракта следует "Поставка топливозаправщика аэродромного", тогда как, в пункте 1.1. проекта контракта указана, что предметом является "поставка специальной техники"
Представитель заказчика пояснила, что предметом контракта является "поставка специальной техники". Наименование контракта "Поставка топливозаправщика аэродромного" указано вследствие технической ошибки.
Таким образом, заказчик нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Между тем, пункте 43 Информационной карты аукционной документации содержит некорректные требования к содержанию и составу первой части заявки, что нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Описании объекта закупки аукциона (Приложение N2 к проекту контракта) установлено следующее требование к насосной установке автоцистерны (АЦ-10): "1СВН-80А либо аналог".
При этом в документации об аукционе не установлены параметры эквивалентности, а также параметры, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, некорректно сформированное Заказчиком описание объекта закупки нарушает требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что согласно пояснениям представителя заказчика, участнику закупки N2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с указанием характеристик указанного товара не соответствующих требованиям заказчика.
7. Согласно пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Между тем, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0516100000118000388 от 31.07.2018 года не содержится обоснование решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в аукционе с указанием положений аукционной документации, которым не соответствуют данные заявки положениям документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Таким образом, аукционной комиссией нарушен пункт 2 часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автодор" необоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 8.2 статьи 45, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию заказчика Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" нарушивший пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии, заказчику Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_.>
Члены комиссии: <_.>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 августа 2018 г. N 06-884/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018