Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Волковой Светланы Викторовны (далее - Волкова С.В., заявитель): не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от заказчика Нерюнгринской районной Администрации (далее - заказчик): не явились, представлены письменные пояснения;
от уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее - МКУ "УМСиЗ", уполномоченное учреждение): не явились, о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобы Волковой С.В. на действия заказчика Нерюнгринской районной Администрации при проведении следующих электронных аукционов:
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000245);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000247);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000249);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000250);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000251);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000252);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000254), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы Волковой С.В.
Из жалоб Волковой С.В. следует, что, по мнению заявителя, в аукционных документациях допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Заказчик неправомерно установил требование к наличию балкона к объекту закупок.
2. В Описании объекта закупки аукционной документации установлено требование к площади жилого помещения не в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Заказчик искусственно ограничил количество участников закупки, исключив возможность продать квартиры, находящиеся в долевой собственности.
4. Заказчик не предусмотрел в аукционной документации возможность участия в закупке представителей по доверенности.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что не согласны с доводами жалоб.
Просят признать жалобы необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в делах документы, установила следующее:
1.1. Извещение N 0816300017018000245 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 30.07.2018 года;
1.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
1.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
1.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2018 года.
2.1 Извещение N 0816300017018000247 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" -30.07.2018 года;
2.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
2.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
2.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2018 года.
3.1 Извещение N 0816300017018000249 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" -30.07.2018 года;
3.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
3.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2018 года.
4.1 Извещение N 0816300017018000250 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 30.07.2018 года;
4.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
4.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2018 года.
5.1 Извещение N 0816300017018000251 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 30.07.2018 года;
5.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
5.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2018 года.
6.1 Извещение N 0816300017018000252 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 30.07.2018 года;
6.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
6.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
6.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.08.2018 года.
7.1 Извещение N 0816300017018000254 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 01.08.2018 года;
7.2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
7.3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 023 165, 00 руб.;
7.4. Дата проведения аукциона в электронной форме - 13.08.2018 года.
Комиссия считает жалобы Волковой С.В. необоснованными на основании следующего.
1. Доводы в части неправомерного установления заказчиком требования к наличию балкона к объекту закупок подлежат признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 9 таблицы "Требования к функциональным (потребительским свойствам) и качественным характеристикам квартиры" установлено следующее требование к объекту закупки.
9. |
Балкон |
наличие |
Заявитель считает данное требование неправомерным, поскольку законодательство РС(Я) не предполагает наличие балкона к приобретению квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, Комиссия отмечает, что действующее законодательство также не содержит запрета на приобретение квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с наличием такого балкона.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Также, из совокупного смысла положений статьи 33 Закона о контрактной системе указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям, необходимым ему с учетом специфики, эксплуатации товаров последующего, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Соответственно, установленное требование по наличию балкона не ограничивает конкуренцию, поскольку основное предназначение жилого помещения связано с обеспечением благоприятной среды проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку установление заказчиком требования по наличию предполагает нарушение прав и интересов участника закупки Волковой С.В. положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки Волковой С.В. действиями заказчика.
Таким образом, доводы жалобы признаны необоснованными.
2. Доводы в части неправомерного установления заказчиком требования к площади квартиры признаны необоснованными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещениям о проведении электронных аукционов предметами закупок являются приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 5 раздела "Требования к функциональным (потребительским свойствам) и качественным характеристикам квартиры" закупки аукционной документации площадь жилого помещения установлено в диапазоне не менее 33 не более 38 квадратных метров (м2).
Согласно части 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Следовательно, установленное заказчиком требование к площади жилого помещения не противоречит Закону Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", кроме того, данное требование улучшает жилищное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом довод жалоб не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Доводы в части неустановления заказчиком в аукционной документации порядка участия участников закупки, являющихся собственниками на долевой основе, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметами данных закупок являются приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по всем обжалуемым закупкам.
В извещения о проведении электронного аукциона установлено следующее требование к участникам закупки в соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 31 закона о контрактной системе:
"1.1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов:
1.1.1. правоустанавливающие документы:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,
- договор приватизации (купли-продажи, дарения, мены, ренты, долевого строительства, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию);
1.1.2. разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин (Семейный кодекс РФ);
1.1.3. документ, удостоверяющий личность;
1.1.4. свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ (ИНН), на каждого, кто имеет долю в продаваемом жилом помещении (квартире);
1.1.5. согласие (либо нотариально заверенная копия) супруга (-и) участника на передачу жилого помещения (квартиры) (если жилое помещение (квартира) приобреталась в период брака) или заявление (без нотариального заверения) о том, что на момент приобретения жилого помещения (квартиры) участник в браке не состоял (пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ);
1.1.6. технический паспорт на жилое помещение (квартиру) (статья 29 Жилищного кодекса РФ, пункты 1.7.2., 1.7.3. Постановления Гос. комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" от 27.09.2003 N 170)".
Аналогичное требование к участникам закупки установлено также в пункте 26 Информационной карты аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Частью 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Право собственности, согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Из вышеуказанного следует, что правомочия по отчуждению имущества принадлежат исключительно собственнику имущества.
При этом стоит учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущества, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Согласно статье 44.2 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 года N 4462-1 по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме, при этом Удостоверительная надпись на нотариальном документе, изготовленном в электронной форме, или свидетельство, выданное нотариусом в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
При этом, функционал электронной площадки не имеет возможности удостоверить сделки в нотариальном порядке.
Таким образом, требование о том, что участник закупки должен являться собственником жилого помещения, не противоречит нормам действующего законодательства, следовательно отсутствие условия участия в данной закупке собственников на долевой основе также не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Материалами дела установлено, что заявитель не приложил к своему заявлению доказательства того, что Волкова С.В. может совершать от имени собственника действия по отчуждению недвижимого имущества, а именно доверенность от собственника недвижимого имущества с определенным кругом полномочий, агентский договор и иные доказательства.
Таким образом, доводы жалоб признаны необоснованными.
4. Доводы в части неустановления в аукционной документации порядка участия в закупке представителей по доверенности подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметами данных закупок являются приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по всем обжалуемым закупкам.
В извещения о проведении электронного аукциона установлено следующее требование к участникам закупки в соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 31 закона о контрактной системе:
"1.1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения - документы, подтверждающие соответствие участника закупки или копии этих документов:
1.1.1. правоустанавливающие документы:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости,
- договор приватизации (купли-продажи, дарения, мены, ренты, долевого строительства, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию);
1.1.2. разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки купли-продажи приватизированной квартиры в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении (квартире) обладает несовершеннолетний гражданин (Семейный кодекс РФ);
1.1.3. документ, удостоверяющий личность;
1.1.4. свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ (ИНН), на каждого, кто имеет долю в продаваемом жилом помещении (квартире);
1.1.5. согласие (либо нотариально заверенная копия) супруга (-и) участника на передачу жилого помещения (квартиры) (если жилое помещение (квартира) приобреталась в период брака) или заявление (без нотариального заверения) о том, что на момент приобретения жилого помещения (квартиры) участник в браке не состоял (пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ);
1.1.6. технический паспорт на жилое помещение (квартиру) (статья 29 Жилищного кодекса РФ, пункты 1.7.2., 1.7.3. Постановления Гос. комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" от 27.09.2003 N 170)".
Аналогичное требование к участникам закупки установлено также в пункте 26 Информационной карты аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Согласно статье 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении закупки по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, законодательством предусмотрено наличие права собственности, которое для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами.
Следовательно, участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения и не имеющий правоустанавливающие документы на данное помещение, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
В статье 60 Закона о контрактной системе указаны особенности документооборота при проведении электронного аукциона: документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Согласно части 1 статьи 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.
Следовательно, участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы: копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
Также, в соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В случае оформления собственником жилого помещения нотариальной доверенности на представителя, представитель и собственник не теряют права участия в электронном аукционе.
Представитель действует не от своего имени, а от имени представляемого. Действия представителя приравниваются к действиям представляемого (так как представитель действует от имени представляемого). В результате действий представителя гражданские права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются непосредственно у представляемого (собственника жилого помещения). Представитель организует отношения (связь в правах и обязанностях) представляемого с третьими лицами.
Следовательно, представитель совершает сделки от имени другого лица (представляемого) и не может являться отдельным участником электронного аукциона, ввиду того, что представитель выступает не от собственного имени, а от имени, представляемого (собственника жилого помещения).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм законодательства о контрактной системе, участником электронного аукциона, независимо от того, кем будет подана заявка на участие в электронном аукционе собственником или его представителем, должен являться собственник жилого помещения.
Довод жалоб признан необоснованным.
Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения и признаны необоснованными.
Жалобы Волковой С.В. признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобы Волковой С.В. на действия заказчика Нерюнгринской районной Администрации при проведении следующих электронных аукционов:
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000245);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000247);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000249);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000250);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000251);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000252);
- приобретение квартиры для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0816300017018000254) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 августа 2018 г. N 06-896/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018