Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
(далее - Комиссия УФАС).
в присутствии представителей по доверенностей от ООО "Русмедфарм" (далее - Заявитель) Фроловой А.А., Мугалимова А.Д.; в присутствии представителей ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Заказчик) по доверенности Носко Т.Г.; в присутствии представителя Министерства экономического развития РБ (далее - Уполномоченный орган) по доверенности Муфазаловой К.Р.; в присутствии представителя третьего лица ООО "БСС" по доверенности Калугиной Л.А.
Рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика и положения документации, (номер извещения 0101200009518001831 "Поставка лекарственного(-ых) препарата(-ов) для медицинского применения (Ботулинический токсин типа А-гемаглютинин комплекс) для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2018 г.(субвенции) ОНЛС") (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Заявителя на положения Аукционной документации, при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя указанному в жалобе, его права и законные интересы нарушены нижеследующим: требование о поставке лекарственного препарата указанное в Разделе N1. Описание объекта закупки (далее - Техническое задание) "отсутствие в противопоказаниях детский возраст до 13 лет". По мнению Заявителя согласно поручению Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в адрес Заказчика о проведении закупки лекарственного препарата для медицинского применения (Ботулинический токсин типа А-гемаглютенин комплекс) для детей до 18 лет в количестве 1693 уп в дозировке 500 ЕД, следовательно, данное характеристика товара является неверным отображением потребности Заказчика, более того, данное указание ограничивает количество участников закупки и указывает на товар единственного производителя.
Кроме того, Заказчиком установлено завышенное количество упаковок лекарственного препарата:
Дозировка |
Количество упаковок |
500 ЕД |
1693 |
или | |
100 ЕД |
2821 |
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, письменных пояснений не представили. Представитель Уполномоченного органа просили признать жалобу необоснованной по основаниям указанным в пояснениях. Представители третьего лица письменных пояснений на жалобу не представили, поддержали позицию Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - <Электронный аукцион>;
3) начальная (максимальная) цена контракта - < 24 251 395, 43 > рублей;
4) на участие в Аукционе подано < 4 > заявки.
5) Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников <10.08.2018>;
6) по результатам рассмотрения допущены одна заявка.
7) Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
8) Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
9) В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по открытому Аукциону.
Заказчиком, опубликовано извещение N 0101200009518001831 на поставку лекарственного препарата.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1) В соответствии с Раздел 1. Описание объекта закупки (далее - Техническое задание) документации об электронном аукционе изложена в следующей редакции:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма |
Характеристика |
Дозировка |
Количество упаковок |
Единица измерения |
Остаточный срок годности на момент поставки |
1 |
Ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс |
лиофилизат для приготовления раствора для инъекций или лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения |
отсутствие в противопоказаниях детский возраст до 13 лет |
500 ЕД |
1693 |
упаковка |
не менее 12 месяцев с даты поставки |
или | |||||||
100 ЕД |
2821 |
Комиссия Башкортостанского УФАС России критически относится к доводу заявителя о необоснованном включении характеристики товара "отсутствие в противопоказаниях детский возраст до 13 лет" безусловных доказательств подтверждающих указанный довод не приведено, данный довод является необоснованным в силу следующих обстоятельств.
Заказчиком в материалы дела представлено письмо на имя первого заместителя министра здравоохранения Республики Башкортостан Яппарова Р.Г. от 10.05.2018 N1278 согласно которому, Заказчик просит уточнить потребность в характеристиках, дозировках и количестве лекарственного препарата.
24.05.2018 г. главным внештатным детским специалистам неврологом Минздрава РБ на письмо Минздрава РБ от 21.05.2018 г. установлено, что по Республике Башкортостан на начала 2018 г. имеется 590 пациентов от 2 до 13 лет.
В соответствии с ч.5 ст.10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. То есть ГК РФ установлена презумпция добросовестности.
Следовательно, потребность Заказчика определена с учетом ст.33 Закона о контрактной системе верно, оснований не учитывать представленные Заказчиком сведения у Комиссии УФАС отсутствуют.
Представитель Заявителя указал, что официального поручения Министерства здравоохранения РБ о закупке препарата для детей до 13 лет отсутствует.
Вместе с тем, указанная информация представленная Заказчиком с определенной потребностью опровергает доводы Заявителя, кроме того, доказательства обратного материалы дела не содержат.
Следовательно, доводы Заявителя в указанной части признаются необоснованными.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены в Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
Согласно пп.б п.2 Постановления при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают: а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.); б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности; в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
Исходя из требований к лекарственным препаратам, установленным в Техническом задании, Заказчиком была предусмотрена возможность поставки лекарственных препаратов в дозировках 500 ЕД и 100 ЕД.
Доводы Заявителя о значительном превышении количества упаковок, что приводит к ограничению количества участников закупки также не находят своего подтверждения в силу следующего.
Под требования технического задания попадают два торговых наименования лекарственного препарата БотоксR и ДиспортR, что соответствует, в том числе правовой позиции изложенной в п.1,2 обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к количеству лекарственного препарата с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. Доказательств, кроме выводов Заявителя о необоснованности объема закупаемых лекарственных препаратов, в материалы дела не представлено.
Согласно письму ФГБУ "НЦЭСМП" от 19.07.2017 N14008 единицы активности лекарственного препарата являются уникальными и не взаимозаменяемыми.
Довод заявителя о том, что при достижении аналогичного лечебного эффекта необходимо применять некратные эквивалентные дозировки (применительно к доводу заявителя о количестве упаковок) Ботулинических токсинов типа А гемаглютинин-комплекс различных производителей не следует из вышеуказанного письма, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанные доводы Заявителя также не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу, ООО "Русмедфарм", на положения документации при определении поставщика путем проведения электронного Аукциона N 0101200009518001831 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 августа 2018 г. N ГЗ-871/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2018