16.08.2018 г. N 01-33/56-2018
г. Нарьян-Мар
Сведения о проверке:
Проведена в соответствии со статьей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
Основание - жалоба Общества с ограниченной ответственностью "АРХИМЕД" (далее по тексту - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница" , Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа , при проведении электронного аукциона.
Сведения о закупке N 0184200000618000265 (далее по тексту - Закупка), на которую поступила жалоба:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 20.07.2018, далее внесены изменения - 26.07.2018 года.
2) наименование объекта закупки - "Поставка томографа рентгеновского компьютерного 128 срезов";
2) начальная (максимальная) цена контракта - 63 039 934 ,00 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -13.08.2018 09:00;
6) дата проведения Аукциона - 17.08.2018.
Срок проведения: с 10 августа 2018 года по 16 августа 2018 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 16 августа 2018 года;
Рассмотрение проведено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
в присутствии законного представителя Заказчика (Распоряжение Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 08 октября 2015 года N386 л/с), в присутствии законного представителя Уполномоченного органа (Распоряжение Губернатора Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2014 года N 878-рг/к), в присутствии представителей Заявителя (доверенность от 14 августа 2018 года N б/н).
При проведении проверки и рассмотрении материалов дела N 01-33/56-2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Ненецкое УФАС России) поступила жалоба (вх. N1846) от Заявителя.
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, а именно: "в соответствии с аукционной документацией заказчик указывает технические характеристики к томографу, которым подходит оборудование только одного производителя, что ограничивает число участников закупки".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. Заявитель в доводах жалобы указал, что анализ характеристик производимых и поставляемых томографов (всеми известными производителями, в том числе, иностранными, представленными на рынке Российской Федерации) на предмет соответствия технической документации, размещенной заказчиком, позволяет сделать вывод о том, что на данный момент, единственным оборудованием, которое отвечает требованиям заказчика по всем пунктам технического задания, является лишь одна модель компьютерного томографа, одного единственного производителя General Electric (далее по тексту GE), США, модель Revolution EVP".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Описание объекта закупки определено в разделе III Техническая часть документации об аукционе.
Приведенная информация в техническом задании позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе, тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что характеристики оборудования установлены в соответствии с потребностью Заказчика. При составлении технического задания рассматривались характеристики закупаемого медицинского оборудования двух производителей, а именно: GE Revolution Evo и Simens SOMATOM Definition Edge.
Что также подтверждается письменными пояснениями Уполномоченного органа Заказчика (исх. от 14.08.2018 N470): "При подготовке документации заказчиком был проведен мониторинг рынка компьютерных томографов от 128 срезов и более с учетом своих потребностей. По информации, имеющейся у Заказчика, техническим характеристикам, указанным в документации, соответствуют не менее двух моделей компьютерных томографов разных производителей (Сименс, GE). Заказчик не имеет возможности удовлетворить всех возможных участников рынка, а законодательство не обязывает устанавливать характеристики, соответствующие всем существующим типам и моделям товара, особенно, если товар не удовлетворяет потребностям заказчика. Учитывая, что участников торгов не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товары, в том числе соответствующие характеристикам, необходимым заказчику, в аукционной документации не установлено никаких требований, ограничивающих конкуренцию".
Исходя из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.08.2018 N0184200000618000265, по окончании срока подачи заявок было подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 103629947, 103633366.
Комиссия отмечает, что из документации об аукционе не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки могло выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
Согласно материалам дела, Заказчиком было получено четыре коммерческих предложения на поставку томографа рентгеновского компьютерного 128 срезов от ООО "ДжиИ Хэлскеа", ООО "ДРГ Биомед", ООО "Паритет" и ООО "Медико-техническое объединение "Стормовъ", что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Учитывая нормы Закона о контрактной системе, основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом о контрактной системе ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В рассматриваемом деле указание заказчиком на необходимость поставки томографа с установленными характеристиками обусловлено спецификой назначения и способа его применения.
Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что медицинские изделия, оборудования оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, следует отметить, что в письменных пояснениях Уполномоченным органом отмечено следующее: "С другой стороны, установление пониженных характеристик закупаемого оборудования обуславливает возможность поставки компьютерного томографа, не обладающего тем функционалом, который необходим для решения клинических задач, стоящих перед заказчиком.
Принимая во внимание профиль и тяжелое состояние пациентов, их большой поток, широкий набор необходимых диагностических протоколов сканирования для оказания качественной медицинской помощи населению, поставляемое оборудование должно быть оснащено качественными и высокотехнологическими детектором, рентгеновской трубкой и всем необходимым программным обеспечением для быстрого и качественного анализа изображений".
Учитывая изложенное, Заказчик при описании объекта закупки исходил из своих потребностей для эффективной работы, поскольку медицинское учреждение должно оказывать неотрывную, постоянную медицинскую помощь, в противном случае может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан.
Следует отметить, что Закон о контактной системе и Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не ограничивают заказчика в праве установить те требования к объекту закупки, которые он считает значимыми и не запрещают включать в документацию требования к товару, который является значимым для заказчика. Комиссия не вправе проверять, есть ли у Заказчика потребность в приобретении необходимого для решения возложенных на него задач товара.
Заявителем не представлено документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности, представленных доказательств (регистрационные удостоверения на оборудование, каталоги производителей, руководство по эксплуатации и другую сопроводительную документацию на товар), которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции и отсутствия возможности принять участие в данном аукционе.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки в заседании Комиссии не доказан.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия также не усматривает в оспариваемых устных заявителем требованиях заказчика установленных п. 17.1 Технического задания (наличии у персонала сертификатов об обучении
) нарушения Закона о контрактной системе, в силу требований к техническому обслуживанию медицинской техники, установленных Методическими рекомендациями, утв. Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003. Кроме того из аукционной документации не следует возложение обязанности на участника по предоставлению сертификатов об обучении персонала в составе заявки, данные требования установлены непосредственно к Исполнителю, а не к участнику аукциона.
Относительно довода Заявителя, об отсутствии в аукционной документации требований к закупаемому оборудованию в соответствии с ГОСТ Р 55771-2013, Комиссия отмечает, указанный ГОСТ является добровольным для применения, что также следует из пункта 1 Приказа Росстандарта от 08.11.2013 N1549-ст. "Об утверждении национального стандарта".
Также Комиссия сообщает, в силу части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 указанной статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
На основании вышеуказанного, комиссия Ненецкого УФАС России при рассмотрении жалобы Общества не имеет полномочий по проверке жалобы на действия Заказчика по обоснованию и установлению начальной максимальной цены контракта при проведении аукциона, в связи с чем жалоба в этой части подлежит направлению для рассмотрения в Контрольно-ревизионный комитет при Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АРХИМЕД" необоснованной.
2. Передать жалобу в части установления начальной максимальной цены контракта в Контрольно-ревизионный комитет при Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 16 августа 2018 г. N 01-33/56-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018