Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
членов Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России О.А. Шалимова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Д.О.Водолажченко,
- Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик) - Ковалев А.А. (по доверенности),
- ООО "РостПроектЭксперт" (далее - Заявитель) Бугаенко А.А. (по доверенности),
- Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик) Ковалев А.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Разработка проектно-сметной документации для оснащения комплексной системой безопасности зданий ГБУ РК "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" (извещение N 0375200030018000074) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N 36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, признавшего победителя Закупки уклонившимся от заключения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссией установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе следующее: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу об уклонении победителя от заключения договора по итогам электронного аукциона N 0375200030018000074 от 16.03.2018 Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта на следующем основании:
" Обществом с ограниченной ответственностью "РОСТПРОЕКТЭКСПЕРТ" в целях обеспечения исполнения контракта по объекту закупки "Разработка проектно-сметной документации для оснащения комплексной системой безопасности зданий ГБУ РК "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг", заключаемого по итогам проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0375200030018000074 от 22.02.2018) в реестре банковских гарантий размещена реестровая запись N 0J52910206872 7180006 и 13 марта 2018 года в 12.18 прикреплен файл обеспечения исполнения контракта 13032018114123_004.pdf в виде сканированного оригинала банковской гарантии от 13.03.2018 N 766291, выданной Обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк" (ООО Банк "СКИБ").
При этом, вышеуказанная банковская гарантия не соответствует требованиям п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 8.8., п.п. 2 п. 8.13, пп. 11 п. 8.13 проекта контракта, а именно:
1. п.п. 2.2. банковской гарантии предусмотрено, обстоятельствами, при наступлении которых гарантом выплачивается бенефициару сумма гарантии или ее часть, являются неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом своих обязательств по контракту, в результате которых у принципала возникают следующие обязательства перед бенефициаром: обязательства уплатить суммы убытков (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ). В СЛУЧАЕ РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА ПО ПРИЧИНЕ ЕГО НЕИСПОЛНЕНИЯ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ).
Вместе с тем, п.п. 2 п. 8.13. и п. 8.8. проекта контракта, а также п. 3 раздела "И.VII. УСЛОВИЯ КОНТРАКТА" определены обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены - По контракту должны быть обеспечены обязательства подрядчика (поставщика, исполнителя) по возмещению убытков заказчика, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, а также обязанность выплаты неустойки, предусмотренной контрактом (в соответствии с частью 4 статьи 34 44- ФЗ).
В данном случае банковская гарантия сужает объем обязательств подрядчика, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией условием об уплате суммы убытков в случае расторжении контракта и за исключением упущенной выгоды.
2. Пунктом 7 банковской гарантии предусмотрено, что требование платежа по гарантии должно быть ПОЛУЧЕНО гарантом ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ГАРАНТИИ.
Пунктом 8 банковской гарантии предусмотрено, что гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требования ПОЛУЧЕНО гарантом ПО ОКОНЧАНИИ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ГАРАНТИИ.
Пунктом 15 банковской гарантии предусмотрено, что гарант соглашается, что бенефициар имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование платежа по гарантии.
В совокупности данные условия гарантии противоречат ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, так как не предусматривают право на бессрочное списание денежных средств по требованию об уплате денежной суммы, НАПРАВЛЕННОМУ ДО ОКОНЧАНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ.
В части 3 статьи 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ содержится императивная норма - условие по сроку направления требования заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, распространяющее свое действие на направление требование по банковской гарантии внесенной в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно:
"В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии".
Исходя из содержания банковской гарантии усматривается, что требование заказчика должно быть получено до истечения срока действия гарантии, чем ограничиваются права заказчика, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ, так как не учитывается срок почтового пробега направленного заказчиком требования из г. Симферополя Республики Крым в г. Кострома по месту нахождения.
В подтверждение данного довода заказчика имеется судебная практика (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2016 г. N 02АП-294/16), по которому "Содержащаяся в пункте 1 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации и вменяемая Бенефициару обязанность "представления" банковской гарантии до окончания срока, на который она выдана, допускала неоднозначное толкование и как обязанность "направить" требование по гарантии до указанного срока и как обязанность "обеспечить получение" ее бенефициаром до истечения срока".
Таким образом, в банковской гарантии использованы формулировки без учета особенностей - императивных норм ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", на основании п. 2 ч. 2, ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отказывает в принятии банковской гарантии от 13.03.2018 N° 766291, выданной Обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк" (ООО Банк "СКИБ")." (Выписка из протокола).
На заседании Комиссии установлено, что в качестве обеспечения исполнения контракта Заявителем при подписании контракта представлена банковская гарантия от 13.03.2018 N766291 (далее - Банковская гарантия), выданная ООО "СКИБ" на сумму 94 350, 00 руб., положения которой противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: О.А. Шалимова
Д.О.Водолажченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26 марта 2018 г. N 06/0732-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2018