На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на основании информации, поступившей от ООО "Национальный альянс туристических агентств" (далее - Заявитель), содержащей сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на поставку автоматизированных рабочих мест для работы с персональными данными для Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006018000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса, а именно о неисполнении Заказчиком предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданного Комиссией ФАС России от 26.07.2018 по делу N 18/44/105/956.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 10.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 61 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.05.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
6) согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.07.2018 N ПРО3 к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки.
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
ООО "Национальный альянс туристических агентств" 20.07.2018 обратилось в ФАС России с жалобой на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Конкурсная комиссия) (далее - Жалоба).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг 26.07.2018, рассмотрев Жалобу, приняла решение по делу N 18/44/105/956 о признании в действиях Конкурсной комиссии нарушений части 2 статьи 53, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее - Решение), выразившихся в неправомерном признании заявки ООО "Свой туристический сервис" соответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе, а также о неисполнении предписания от 15.06.2018 по делу N 18/44/105/669.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание от 26.07.2018 по делу N 18/44/105/956 (далее - Предписание).
Согласно Предписанию Заказчику, Конкурсной комиссии необходимо отменить протокол рассмотрения и оценки заявок от 18.07.2018 N ПРО3, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 03.05.2018 N ПВК1 (далее - Протоколы), привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.07.2018 по делу N 18/44/105/956. Кроме того, Заказчику предписано назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. Срок исполнения Предписания 09.08.2018.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии со сведениями, размещенными ЕИС, Заказчиком 03.08.2018 отменены Протоколы.
Вместе с тем, 08.08.2018 в ЕИС размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.08.2018 N ИО1, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не исполнено Предписание в связи с отменой определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и невнесением изменений в Конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих исполнение Предписания.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 10.04.2018 N 0173100006018000011 дата окончания подачи заявок 03.05.2018 в 10:00.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.08.2018 N ИО1 размещено 08.08.2018, т.е. позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено доказательств и сведений, подтверждающих правомерность действий Заказчика, на основании которых определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно отменившего определение поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают часть 2 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решениями Комиссии ФАС России от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/433, от 26.07.2018 по делу N 18/44/105/956 в результате рассмотрения жалоб в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении в ЕИС разъяснения положений конкурсной документации от 23.04.2018 N РД1,не содержащего предмета запроса;
- части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе в связи с невозможностью оказания услуг, предусмотренных в рамках исполнения первого этапа контракта на условиях Конкурсной документации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 36, части 8 статьи 50, части 1 статьи 54, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 22.08.2018 по делу N 18/44/99/410 по нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушения, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решений от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/433, от 26.07.2018 по делу N 18/44/105/956 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2018 г. N 18/44/99/410
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2018