Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строитель Кавказа" (далее - Заявитель) на действия Администрации города Каменск-Шахтинский (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Администрации города Каменск-Шахтинский (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по демонтажу существующего и строительство нового моста на территориальной автомобильной дороге общего пользования г.Каменск - Шахтинский - х.Красновка (с металлическим мостом через реку Северский Донец) с км 0+000 по км 1+050 с подходом к мосту (1032-м) (номер извещения 0158300041818000023) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлены противоречивые, неисполнимые сроки выполнения работ в рамках объекта закупки;
2. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в составе Конкурсной документации размещено приложение N 2 файл "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов), предполагаемых к использованию в процессе выполнения работ" в формате "PDF", не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста (чертежей, графических изображений), а также в чертежах, графических изображениях отсутствуют единиц измерения показателей, что не позволяет сформировать заявку на участие в Конкурсе;
3. в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен срок оплаты выполненных работ в рамках объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -13.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 316 825 570 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.09.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлены противоречивые, неисполнимые сроки выполнения работ в рамках объекта закупки.
Частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе
Из жалобы Заявителя следует, что установленный в Конкурсной документации срок выполнения работ противоречит положениям проектной документации, а также является неисполнимым.
Согласно пункту 4 приложения N 2 к Конкурсной документации, срок выполнения работ - с даты подписания государственного контракта по 25.12.2019 (около 15 месяцев).
В соответствии с разделом "ПОС" проектной документации установлено, что продолжительность работ по строительству моста составит 21 месяц. Все указанные сроки строительства приняты при 1-сменном графике производства работ, при 2-сменном графике производства работ срок строительства сокращается.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что положениями проектной документации предусмотрено сокращение сроков выполнения работ при 2-сменном графике производства работ, при этом согласно письму от 07.08.2018 N 149 от проектировщика объекта закупки ООО "Донтехпроект" следует, что для сокращения нормативного срока строительства объекта при производстве работ рекомендуется применять прогрессивные методы и формы управления строительством, внедрения комплексной механизации работ с максимальным использованием производительных машин, увеличение численности работников, выполнения работы в две смены при семидневной рабочей недели, а также применение средств малой механизации и сокращения ручных процессов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС в составе Конкурсной документации размещено приложение N 2 файл "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов), предполагаемых к использованию в процессе выполнения работ" в формате "PDF", не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста (чертежей, графических изображений), а также в чертежах, графических изображениях отсутствуют единицы измерения показателей, что не позволяет сформировать заявку на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 4.2.2. Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Предложение в отношении объекта закупки должно соответствовать требованиям инструкции п.п. 4.5.1, 4.5.2 настоящего раздела, требованиям установленным заказчиком в Приложении N 2 к Наименованию и описанию объекта закупки, в том числе показателям, позволяющим определить соответствие закупаемых работ, установленных Заказчиком требованиям к товарам (материалам), необходимых для использования в процессе выполнения работ".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция) установлено, что в случае, если заказчиком единицы измерения габаритных размеров, количества не указаны считать, что они указаны в миллиметрах, штуках, соответственно, а также если отсутствует указание на единицу измерения угловых размером, считать, что они указаны в градусах, если отсутствуют единицы измерения сечения проводов, жил, площади сечения троса, считать, что они указаны в миллиметрах квадратных.
Также, в соответствии с Инструкцией, если часть вариативных и (или) взаимоисключающих значений приведены на изображении (чертеже, рисунке), в таблицах и сносках, а также в круглых скобках (_), участник в полной форме указывает характеристики и их значения в соответствии с правилами данной инструкции.
Вместе с тем, согласно положениям Конкурсной документации участникам закупки в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить конкретные показатели товаров, которые в приложении N 2 к Конкурсной документации установлены в виде графических изображений информации, например: "Камни бортовые", "Элементы сборных дренажных каналов (брикет)" и другие, без обозначения физических величин, без указания наименований характеристик, что затрудняет поиск и определение формы предоставления информации с учетом положений инструкции по заполнению заявок, а также вводит участников закупки в заблуждение и препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем ограничивает количество участников закупки (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанные требования к составу заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен срок оплаты выполненных работ в рамках объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.1. проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Текущий расчет с Подрядчиком за выполненные работы осуществляется Заказчиком безналичным путем на основании счета-фактуры и (или) счета (в зависимости от способа налогообложения Подрядчика в соответствии с действующим законодательством), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), составленной в соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма КС-2), подписанными Заказчиком и Подрядчиком, в течение 30 (тридцати) дней после даты 75 подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). Оплата выполненных и принятых работ осуществляется поэтапно: в 2018 году производится заказчиком не позднее 31.12.2018 г, оплата выполненных и принятых работ в 2019 году производится заказчиком не позднее 31.12.2019 г".
Срок действия государственного контракта - 31.12.2019.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что оплата выполненных работ производится в течении 30 (тридцати) дней после подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ и не позднее 31.12.2019 в соответствии с положениями государственного контракта, а также что указанные положения не противоречат друг другу и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 2.2.1. Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе, следующее: "участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса)".
В соответствии с частью 8 статьи 55.5. ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации, а именно предусмотрены случаи, в соответствии с которыми предоставляются сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров:
а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
в) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48.1. ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
В рамках объекта закупки необходимо выполнить работы по демонтажу существующего и строительство нового моста предназначенного для передвижения автотранспорта и железнодорожного транспорта, в том числе при описании объекта закупки Заказчиком в Конкурсной документации установлены технические требования к товару "Рельсы железнодорожные".
Пунктом 2.3.1. Конкурсной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс".
При этом, из положений Конкурсной документации, проектно-сметной документации, пояснений Заказчика, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о том, что строящийся, демонтируемый мост не относится к особо опасному, технически сложному объекту капитального строительства.
С учетом вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации вышеуказанное требование в отношении членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без дополнительного условия о праве участника закупки осуществлять выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
5. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 2.1. Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций:
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения установлен в размере 20 % от цены контракта".
Вместе с тем, Заказчиком в проекте государственно контракта Конкурсной документации не установлен объем привлечения к исполнению государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что не соответствует части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строитель Кавказа" обоснованной в части ненадлежащих требований к составу заявки о предоставлении конкретных показателей товаров, которые установлены в виде графических изображений информации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.08.2018 N 18/44/105/1085 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2018 г. N 18/44/105/1085
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018