Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АРТ Инжиниринг"(далее - Заявитель) на действияФГУП "Авиакомплект" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком конкурса с ограниченным участиемна выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэродромной базы Ульяновск "Восточный" Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиакомплект", г. Москва"(номер извещения 0573100024818000003) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 22.08.2018 на 23.08.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиямиЗаказчика, установившего в Конкурсной документации требования к товарам, используемым при выполнении работ, а также инструкцию по заполнению информации о таких товарах в заявке на участие в Конкурсе, не позволяющие подать заявку на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении КонкурсаЗаказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационно системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 743 579 555,37 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.08.2018;
4) дата проведения предквалификационного отбора - 22.08.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе -24.08.2018;
6) на основании части 13 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана только одна заявка на участие в Конкурсе.
1. Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включатьсятребования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно жалобе Заявителя Заказчиком установленаинструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, не позволяющая надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе. Так, например, в инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе указано положение: "в случае, если указано слово "любой", "любая" "любое", "любым", "любыми" (например: Цвет любой), необходимо указать одно конкретное значение в соответствии с нормативной документацией и/или данными производителя", а также требования к ряду товаров, в том числе: "п. 42 Светильник тип 5. Свойства: устойчив к механическим повреждениям, ударам камнями и любыми твердыми предметами", "п. 114 Вентили пожарные. Конструкция: Конструкция вентиля обеспечивает возможность его установки и эксплуатации в любом положении, кроме маховиков вниз", которые в совокупности не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе.
В приложении N 2 к техническому заданию Конкурсной документации приложена таблица с требованиями к товарам, используемым при выполнении работ (далее - Таблица), а также инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях, предлагаемых к использованию участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция).
В Таблице для товаров по позициям 42, 114 указаны требования:
"Светильник тип 5": "устойчив к механическим повреждениям, ударам камнями и любыми твердыми предметами";
"Вентили пожарные": "конструкция вентиля обеспечивает возможность его установки и эксплуатации в любом положении, кроме маховиков вниз".
При этом Инструкцией установлено, что: "в случае, если указано слово "любой", "любая", "любое", "любым", "любыми" (например: Цвет любой), необходимо указать одно конкретное значение в соответствии с нормативной документацией и/или данными производителя".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к товарам конкретизировать не требуется.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что подобные требования Инструкции, не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе.
Также, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, с нарушением положений Закона о контрактной системе, так, например, Заказчик устанавливает избыточные требования к товарам, которые не относятся к предмету закупки.
В Таблице для товара по позиции 23 указаны требования:
"Смеси сухие цементные водостойкие для затирки межплиточных швов по ГОСТ 31189-2003, ГОСТ 31357-2007, ГОСТ 31358-2007": "крупность заполнителя, а диапазоне: 0,3-0,5".
При этом в соответствии с Инструкцией участнику закупки необходимо указать конкретное значение крупности заполнителя.
Вместе с тем, в соответствии с указанными ГОСТ крупность заполнителя указывается со словами "не более".
Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей закупаемого товара, сведений об испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Подобные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что подобные требования Инструкции, не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе.
В Таблице для товаров по позициям 3, 15, 35указаны требования:
"Стальные и латунные шурупы по ГОСТ 1145-80, ГОСТ 1144-80,ГОСТ 24669-81": "Масса 1000 шурупов: от 0,41 кг";
"Гвозди строительные по ГОСТ 4028-63": "Масса 1000 штук гвоздей:
0,15 кг";
"Хомут стяжной": "Масса одного хомута: до 25 г";
При этом в соответствии с Инструкцией участнику закупки необходимо указать конкретную массу 1000 шурупов, 1000 штук гвоздей, одного хомута.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что подобные требования к массе являются избыточными в связи с тем, что объектом закупки является выполнение строительных работ, при этом указание конкретной массы данных товаров может привести к ненадлежащему исполнению контракта в связи с тем, что, например, вес одного хомута в зависимости от партии может быть 24, 24,5, 23,5 г.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащее описание объекта закупки,а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункты 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 01.07.2018;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 01.07.2018.
Согласно информации, представленной в ЕИС, Заказчиком Конкурсная документация размещена в ЕИС 30.07.2018.
Пунктом 48 "Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик (победитель закупки) обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" раздела IIIКонкурсной документации установлено, что "Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика (победителя закупки), включаются в государственный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта".
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены в Конкурсной документации требования к объемам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам,не соответствующие подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570,что нарушает подпункт "а" пункта 2 Постановления N 570.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРТ Инжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 2 Постановления N 570.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2018 г. N КГОЗ-398/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018