Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
Кошманов П.Э. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
2. |
Зверев К.Н. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
3. |
Фурсаева М.С. в присутствии: Захарова И.В.
Трефилова В.А.
Хомутова А.П.
Глуховой О.С.
Ефимкина В.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,
- представителя ООО "Медторгком-Холдинг" (доверенность N1508/1 от 15.08.2018); - представителя Министерства здравоохранения Саратовской области (доверенность N 03-33/7415 от 20.08.2018); - представителя Министерства здравоохранения Саратовской области (доверенность N 03-33/7474 от 22.08.2018); - представителя ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" (доверенность б/н от 30.03.2018); - директора ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок", |
рассмотрев жалобу ООО "Медторгком-Холдинг" на действия Заказчика - Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения - ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000818002999 "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких портативного",
УСТАНОВИЛА:
15.08.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Медторгком-Холдинг" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Министерства здравоохранения Саратовской области (далее - Заказчик) и Уполномоченного учреждения - ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0860200000818002999 "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких портативного" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика и представители Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.06.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 154 585,60 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе отсутствует обоснование использования Заказчиком нестандартных характеристик.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик товара относится к полномочиям Заказчика.
В п. "Комплект поставки" раздела 9 "Техническая часть" документации об Аукционе указано: "Автоклавируемый или одноразовый датчик потока шт., 1 шт. автоклавируемый или не менее 10 шт. одноразовых".
В п. 4.2 ГОСТ Р 55954-2014 в частности указано: "Аппарат оснащается встроенным воздушным генератором потока и встроенными датчиками измерения потока дыхательной смеси".
Вместе с тем, ГОСТ Р 55954-2014 не определяет вид датчика потока (автоклавируемый или одноразовый).
При этом, в разделе 9 "Техническая часть" документации об Аукционе в примечании указано: "*- функциональные, технические, качественные характеристики обусловлены потребностью заказчика, обеспечивающие портативность аппарата для оказания медицинской помощи и функции жизнеобеспечения в домашних условиях взрослым и детям, необходимые для выполнения функций требуемых заказчику".
Вместе с тем, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не содержит требование, определяющего каким образом заказчик должен обосновывать необходимость использования показателей, не предусмотренных стандартом.
Присутствующие на рассмотрение жалобы представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что закупаемые аппараты ИВЛ предназначаются для лиц, нуждающихся в искусственной вентиляции на дому, с возможностью передачи от одного пациента другому, следовательно, необходимо соблюдение мер предупреждения передачи инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, которые могут быть обеспечены при использовании многоразовых автоклавируемых или одноразовых (однократного применения) датчиков потока. Данные аппараты будут закреплены за отделениями паллиативной помощи медицинских организаций области, которые берут на себя ответственность за проведение автоклавирования датчиков потока при передаче от одного пациента другому.
Таким образом, Заказчик правомерно установил параметры закупаемого товара, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно установил требование к товару, а именно, клапан выдоха должен быть автоклавируемым.
Так в жалобе Заявителя указано, что "согласно п. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для: достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В извещении о проведении электронного Аукциона в частности указано: "Источник финансирования средства федерального бюджета из резервного фонда Правительства Российской Федерации за счет и в пределах лимитов, предусмотренных на развитие паллиативной медицинской помощи, согласно распоряжения Правительства РФ от 15.03.2018 г. N 427-р, в соответствии с государственной программой Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", подпрограммой 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации", основному мероприятию 2.16 "Оказание паллиативной медицинской помощи", контрольному событию 2.16.2 "Приобретение медицинских изделий, в том числе для использования на дому" на 2018 год".
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания паллиативной медицинской помощи утвержден двумя нормативными актами: приказом Минздрава России от 14.04.2015 N 193н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 N 37231), приказом Минздрава России от 14.04.2015 N 187н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37182).
В соответствии с указанными нормативными актами паллиативная медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: "амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение)".
Стандарт оснащения выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи включает в себя, в том числе: "Аппарат искусственной вентиляции легких многофункциональный с возможностью управления по давлению и по объему, с возможностью проведения неинвазивной вентиляции, мониторинга, оценки параметров механики дыхания, передачи информации на внешнее устройство".
В тоже время стандарт оснащения не предусматривает оснащение стрерилизатором - автоклавом и расходными материалами для автоклавирования".
В п. "Комплект поставки" раздела 9 "Техническая часть" документации об Аукционе указано: "Автоклавируемый или одноразовый клапан выдоха шт., 1 шт. автоклавируемый или не менее 10 шт. одноразовых".
Присутствующие на рассмотрение жалобы представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что целью закупки является обеспечение больных портативными неинвазивными аппаратами ИВЛ на дому. При использовании аппарата одним пациентом специальная обработка датчика потока не требуется. Автоклавирование в условиях медицинского учреждения в установленном порядке будет проводиться при передаче аппарата от одного пациента другому, или будет производиться замена датчика (в случае использования одноразовых технологий). Отделения паллиативной помощи медицинских организаций области берут на себя ответственность за проведение автоклавирования датчиков потока при передаче от одного пациента другому.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что разъяснение положения документации об Аукционе, размещенное 30.07.2018, противоречат пункту "Триггер - Система распознавания попытки спонтанного вдоха" раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе в части возможности поставки товара как с триггером по потоку, так и товара без триггера по потоку (с триггером по давлению).
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В разъяснениях от 30.07.2018 Уполномоченное учреждение в частности указывает: "Существует два типа триггера - по потоку и по давлению. В одних аппаратах реализована технология по потоку, в других - по давлению. Во избежание ущемления конкуренции требование технического задания "Чувствительность триггера" с приведенным показателем исключено, поскольку из него следует предпочтение триггеру по потоку".
В п. "Основные технические и функциональные характеристики" раздела 9 "Техническая часть" документации об Аукционе в частности указано: "Триггер - Система распознавания попытки спонтанного вдоха наличие".
Присутствующие на рассмотрение жалобы представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что на основании запроса о разъяснении положений документации об Аукционе от 20.07.2018 приказом N 3535 от 23.07.2018 "О внесении изменений в документацию об аукционе" Уполномоченного учреждения требование "чувствительность Триггера" было исключено. При даче разъяснений положений документации об Аукционе от 30.07.2018 Заказчиком была допущена ошибка, так как разъяснение положений документации об Аукционе от 30.07.2018 противоречат пункту "Триггер - Система распознавания попытки спонтанного вдоха" раздела 8 "Техническая часть" документации об Аукционе в части возможности поставки товара как с триггером по потоку, так и товара без триггера по потоку (с триггером по давлению).
Датчик потока используется только в тех аппаратах ИВЛ, которые оснощаются триггером по потоку, поскольку датчик потока есть элемент вспомогательный, необходимый для формирования сигнала для триггера по потоку.
Требование документации об Аукционе о наличии датчика потока делает невозможным поставку аппаратов ИВЛ, которые не оснащены триггерами по потоку и, соответственно, датчиками потока, а это, в свою очередь, противоречит разъяснениям от 30.07.2018. Таким образом, Заказчик при размещении разъяснений положений документации об Аукционе допустил нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медторгком-Холдинг" на действия Заказчика - Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения - ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000818002999 "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких портативного" обоснованной в части разъяснений положений документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушение ч. 5 ст. 65 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Единой комиссии Уполномоченного учреждения, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
П.Э. Кошманов |
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
К.Н. Зверев |
|
|
_____________________ (подпись) |
М.С. Фурсаева |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 22 августа 2018 г. N 289-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018