Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителей ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) - <_>(доверенность от 26.07.2018 N35), <_> (доверенность от 13.07.2018 N40), <_>(доверенность от 06.08.2018 N42), <_>(доверенность от 06.08.2018 N42),
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) - <_>(доверенность от 09.01.2018 Nб/н),
в отсутствие: представителей ООО "Хоспек" (далее - Заявитель 1), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "Промедис" (далее - Заявитель 2), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобыООО "Хоспек" (вх.N4795 от 30.07.2018), ООО "Промедис" (вх.N4854 от 01.08.2018) на положения документации об электронном аукционе на поставку и установку медицинского оборудования на объект "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ (II очередь строительства)", номер закупки 0102200001618003307(далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент).
установила:
1. Заявитель 1 в жалобе указывает, что Заказчиком и Уполномоченным органом нарушены требования Закона о контрактной системе.
1.1.Заявитель 1полагает, что Заказчик и Уполномоченный орган нарушили требования Закона о контрактной системе, предусмотрев в пункте 5.1 проекта государственного контракта (приложение N2 к документации об Аукционе) условие поставки в срок 10 дней с момента поступления заявки от Заказчика, что приводит к ограничению конкуренции путем создания участнику аукциона или нескольким участникам аукциона преимущественных условий участия в аукционе.
По мнениюЗаявителя1 поскольку в проекте государственного контракта не указано, когда точно Заказчик должен подавать поставщику заявку на доставку оборудования, Заказчику предоставляется право самому определять время подачи данной заявки в любой день с момента подписания государственного контракта до 1 декабря 2018 года.
Заявитель 1 считает, что такие условия поставки, когда поставщик должен поставить оборудование в срок 10 дней после подачи ему заявки в любое время с момента подписания государственного контракта, дают существенные преимущества потенциальным поставщикам, имеющим на момент подписания контракта оборудование у себя на складе, и лишают возможности поставки оборудования в требуемый срок тех поставщиков, у которых на момент подписания контракта оборудования на складе не имеется.
1.2. Заявитель 1 оспаривает положения документации об Аукционе в части требований к сроку предоставления гарантии на оборудование.
Втехнических требованиях на поставку и установку медицинского оборудования (приложение N3 к документации)(далее - Технические требования) указано, что поставляемое оборудование может быть произведено в 2017 году, и также указано, что гарантийный срок должен быть не менее 24 месяцев.
В приложении N2 к проекту государственного контрактапоставщик должен указать срок предоставления гарантии производителя, а также срок предоставления гарантии поставщика.
Заявитель 1 считает, что поставщики оборудования, произведенного в 2017 году, поставлены в неравные условия по сравнениюс поставщиками оборудования, произведенного в 2018 году, в связи с тем, что для оборудования 2017 года срок предоставления гарантии поставщика может превышать срок предоставления гарантии производителя, при этом в документация об аукционе отсутствуют требования к срок предоставления гарантии производителя и его соотносимости к сроку предоставления гарантии поставщика.
1.3. Заявитель 1 полагает, что в Технических требованиях на передвижной палатный рентгеновский аппарат установлено требование к показателю разрешения активной матрицы детектора, которому соответствует оборудование только одного производителя - детектор 3543EZ компании TRIXELL, что приводит к ограничению конкуренции и нарушает положения Закона о контрактной системе.
1.4. По мнению Заявителя 1 при формировании Технических требований Заказчиком не были учтены требования пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5ГОСТ Р 57088-2016 и пункта 7.1 ГОСТ Р 57084-2016.
1.5. Заявитель 1 считает, что в Технических требованиях на аппарат рентгеновский установлено требование к показателю диапазона перемещения деки стола в поперечном и продольном направлении, которому соответствует оборудование только одного производителя - аппарат ТелеКоРД-МТ-Плюс акционерного общества "Медицинские технологии Лтд", что приводит к ограничению конкуренции и нарушает положения Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
В пунктах 3, 4, 7 и 9 жалоба Заявителя 1 не содержит информации о нарушениях законодательства о контрактной системе или указаний на обжалуемые действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа. Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что содержание вышеуказанных пунктов жалобы не относиться кдоводам, апо существу является со стороны Заявителя: вопросами к техническим требованиям к товарам, предложениями по внесению изменений в данные требования и просьбой дать разъяснения о потребностях Заказчика, что не относится к компетенции Комиссии.
Информация, указанная в вышеперечисленных пунктах жалобы, оставлена Комиссией Бурятского УФАС России без рассмотрения.
2. Заявитель 2считает, что документация об Аукционе составлена с явными нарушениями законодательства, что существенно ограничивает конкуренцию, а именно:
2.1. В пункте 12 проект контракта не содержит срок окончания действия контракта, что исключает возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
2.2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе Заказчиком надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, позволяющая однозначно определить порядок указания конкретных показателей товара в случае использования слов "не более", "не менее", "не хуже", "," и т.д.
2.3. В Технических требованиях Заказчик указывает, что товар должен соответствовать ГОСТам и санитарным нормам. При этом в документации об Аукционе отсутствует указание конкретных ГОСТов и санитарных правил, что делает невозможным сопоставление требований ГОСТ и товара, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
Просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика привести документацию об Аукционе в соответствие с положениями Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились и пояснили согласно письменному отзыву от 03.08.2018 N2643, что документация об Аукционе соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа поддержал доводы Заказчика в полном объеме.
На основании вышеизложенного просят признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
16июля2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0102200001618003307. Начальная (максимальная) цена контракта - 93 967 430,34 рублей.
1.1 В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержатьсякраткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В разделе 6 документации об Аукционе, пункте 5.1 проекта контракта (приложение N 2 к документации) сроки поставки товара определены следующим образом: "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 10 календарных дней с момента поступления письменной заявки от Государственного заказчика, но не позднее 01 декабря 2018 г.".
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 508 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом оспариваемой закупки, наряду с другими взаимосвязаннымизакупками, является поставка медицинского оборудования на объект "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ (II очередь строительства)", на котором в настоящее время выполняются строительные работы в рамках государственного контракта от 28.02.2018 N0102200001618000014-0339067-02.
Сроки поставки, установленные в документации об Аукционе, обусловлены отсутствием у Заказчика площадей для складирования оборудования, отсутствием финансовых средств на услуги хранения и неопределенной датой фактического завершения строительных работ на объекте, который является местом поставки по контракту.
Кроме того, информация о графике выполняемых работ по государственному контракту от 28.02.2018 N0102200001618000014-0339067-02, отчёты об их выполнении размещаются Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок - реестровый номер контракта20323082240 18 000015, номер закупки 0102200001618000014, что позволяет участникам Аукциона запланировать и рассчитать затраты на поставку товара.
Установленный срок "в течение 10 календарных дней" предусмотрен для непосредственной доставки оборудования со склада поставщика до места поставки, и не может приводить к ограничению количества участников аукциона.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств отсутствия у него возможности осуществить поставку товара в течение 10 календарных дней не представил.
Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС приходит к выводу, что в документации об аукционе сроки поставки медицинского оборудования установлены исходя из собственных потребностей Заказчики и не противоречат действующему законодательству, которое регулирует отношения в сфере поставки товаров.
1.2. В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В разделе N3 документации об Аукционе указано, что гарантийные требования установлены в проекте контракта (Приложение N2 к документации).
Требования к предоставлению гарантии на оборудование установлены в разделе 8 "Гарантии" проекта контракта.
Согласно пункту 8.4 проекта контракта гарантия поставщика на поставленное оборудование и гарантия производителя на оборудование определены в Технических требованиях (приложение N2 к контракту). Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N4 к контракту).
Довод Заявителя об отсутствии в документации об Аукционе взаимного соотношения между сроком предоставления гарантии производителя и сроком предоставления гарантии поставщика не находит своего подтверждения поскольку подпунктом "е" пункта 5.3 проекта контракта установлено, что срок гарантиипоставщика должен составлять не менее срока гарантии производителя.
Таким образом, оспариваемые положения документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и не нарушают права и законные интересы потенциальных участников закупки.
1.3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вышеуказанные показатели установлены Заказчиком втехнических требованияхна поставку и установку медицинского оборудования на объект "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ (II очередь строительства)" (приложение N 3 к документации).
Довод Заявителя 1 о соответствии требованиям на передвижной палатный рентгеновский аппарат модели только одного производителя признан несостоятельным поскольку Заказчиком на заседании Комиссии представлена сравнительная таблица соответствия характеристик оборудования, из которой следует, что установленным требованиям Заказчика наряду с оборудованием, указанным в жалобе Заявителя 1 также соответствует оборудование других производителей: аппарат MDOptaDRкомпании Philipsи аппарат MobileDaRtEvolutionкомпании Shimadzu.
1.4. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ Р 57088-2016 "Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгенографические палатные передвижные цифровые. Технические требования для государственных закупок" устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок рентгенографических палатных передвижных цифровых аппаратов.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 57088-2016 техническое задание на закупку высокотехнологичного медицинского оборудованиядолжно содержать требования только к тем характеристикам, которые регламентированы ГОСТ Р 57088-2016.
В пунктах 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5ГОСТ Р 57088-2016 определены указываемые в техническом задании технические характеристики рентгеновского излучателя, РПУ, пульта управления, штативного устройства аппарата и ЦПРИ.
ГОСТ Р 57084-2016 "Изделия медицинские электрические. Детекторы для рентгенодиагностики плоскопанельные. Технические требования для государственных закупок" устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок плоскопанельных детекторов для рентгенодиагностики. Указанный стандарт может использоваться самостоятельно, а также совместно с закупочными стандартами на изделия, в которых указаны требования к плоскопанельным детекторам. В таком случае технические требования, указанные в данном стандарте, дополняют требования, которые указаны в совместно используемом стандарте.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 57084-2016 техническое задание на закупку высокотехнологичного медицинского оборудованиядолжно содержать требования только к тем характеристикам, которые регламентированы ГОСТ Р 57084-2016.
В пункте 7.1ГОСТ Р 57084-2016 определены технические характеристикиплоскопанельных детекторов, указываемые в техническом задании.
Как установлено Комиссией Бурятского УФАС России в Технических требованиях Заказчика отсутствует ряд характеристик, предусмотренных ГОСТ Р 57088-2016 и ГОСТ Р 57084-2016.
Вместе с тем, довод Заявителя 1 признан необоснованным поскольку согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 57088-2016 и пункту 4.3 ГОСТ Р 57084-2016Заказчик вправе не включать в техническое задание несущественные для него требования, а пунктами 4.4 обоих стандартов определено, что Заказчик вправе включить в техническое задание на закупку высокотехнологичного медицинского оборудованиятребования, не регламентированные вышеуказанными стандартами, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации.
1.5. Довод Заявителя 1 о соответствии требованиям на аппарат рентгеновский модели только одного производителя признан несостоятельным поскольку Заказчиком на заседании Комиссии представлена сравнительная таблица соответствия характеристик оборудования, из которой следует, что установленным требованиям Заказчика наряду с оборудованием, указанным в жалобе Заявителя 1 также соответствует аппарат Диаком-ТС производства ООО "Севкаврентген-Д".
2.1. Из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В разделе 14 документации об Аукционе и пункте 10.1 проекта контракта (приложение N 2 к документации)установлено, что срок действиябанковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на тримесяца.
Пункт 12.1 проекта контракта предусматривает, что контракт вступает в силус даты подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств, принятых по контракту.
В пункте 5.1 проекта контракта установлен срок поставки оборудования: в течение 10 календарных дней с момента поступления письменной заявки от Заказчика, но не позднее 01 декабря 2018 года.
В соответствии с разделом 6 проекта контракта приемка товара осуществляется в ходе передачи оборудования Заказчику в месте доставки. Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения от поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 проекта контракта, направляет поставщику подписанный акт приема-передачи оборудования или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписанияакта приема-передачи оборудования поставщик и Заказчик подписывают акт приема-передачи оборудования в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 6.2 и 6.3 проекта контракта.
Оплата по контракту производится в порядке и сроки, установленные пунктом 9.5 проекта контракта.
Учитывая, что обязательства по контракту будут считаться исполненными с моментаисполнения Заказчиком обязанности по оплате поставленного оборудования, участники закупкимогут рассчитать срок действия банковской гарантии.
Таким образом, довод Заявителя 2 о невозможности определения из положений документации об Аукционе срока действия банковской гарантии не находит своего подтверждения.
2.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Доводы Заявителя 2 об отсутствии в документации об Аукционе установленной надлежащим образом инструкции по заполнению заявок и невозможности однозначно определить порядок указания конкретных показателей товара признан несостоятельным на основании нижеследующего.
В разделе 12 документации об Аукционе Заказчиком представлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, в которой установлено, что при описании товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения, при этом не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) товара указывать: "не более", "не менее" и т.п., за исключением случаев, если это предусмотрено технической документацией на товар.Заявка участника также не должна содержать неконкретные характеристики (показатели) товара, например, "должен быть" или "может быть", "вероятно", "возможно" и т.п.
В Инструкции действительно отсутствуют положения о правилах прочтения слов "не более", "не менее", "не хуже", символа "запятая" и т.д.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Бурятского УФАС России указанные слова и символы применены в общепринятых значениях и не допускают двусмысленногоили неоднозначного толкования.
2.3. В Технических требованиях для каждого вида оборудования Заказчик установил "Весь товар должен соответствовать ГОСТам и санитарным нормам - Наличие".При этом в документации об Аукционе отсутствует указание конкретных ГОСТов и санитарных норм. Также в документации об Аукционе отсутствует перечень нормативной документации, государственных стандартов, санитарных норм и правил,технических регламентов либо иных нормативов или методик, которыми должны руководствоваться участники закупки при заполнении заявки.
Как пояснил Заказчик на заседании Комиссии Бурятского УФАС России требование о соответствии показателей ГОСТам и санитарным нормамносит декларативный характер, следовательно, участникам закупки требуется указать данную формулировку без изменений, что не может вводить участников закупки в заблуждение и вызывать затруднения при описании предлагаемого товара и заполнении заявки на участие. Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств иного не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Бурятского УФАС России,
решила:
Признать жалобы ООО "Хоспек" и ООО "Промедис" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 6 августа 2018 г. N 04-50/441-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2018