Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Заявитель, ФГП ВО ЖДТ РФ) - <_>(доверенность от 11.07.2018 N104),
представителейБурятской таможни (далее - Заказчик) - <_>(доверенность от 23.04.2018 N06-14/04740),<_>(доверенность от 15.01.2018 N15-01/00445), ,
рассмотрев жалобуФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (вх.N5266 от 20.08.2018) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг охраны объектов: "Архив таможни, кинологический отдел, складские помещения таможни по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Полигон, 29", номер закупки 0302100002218000114 (далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент).
установила:
Заявитель считает, что при рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия допустила нарушение Закона о контрактной системе, признав заявку ФГП ВО ЖДТ РФ несоответствующей требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: несоответствие требования к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Основанием отклонения заявки явилось отсутствие у участника аукциона права осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.
Согласно пункту 2.2 Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Росжелдора от 21.09.2010 N400 (далее - Порядок), ФГП ВО ЖДТ РФ осуществляет охрану объектов, подлежащих государственной охране. В составе объектов, подлежащих государственной охране, содержащихся в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (далее - Постановление N587) поименованы, в том числе, здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Таким образом, ФГП ВО ЖДТ РФ согласно положениям действующего законодательства и своей уставной деятельности, имеет право осуществлять охрану объектов, являющихся государственной собственностью, и не включенных в перечни охраняемых объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N928-р "Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками Национальной гвардии Российской Федерации", отсутствуют объекты Федеральной таможенной службы.
Ссылаясь на письма ФАС России от 13.10.2017 NИА/70852/17 "По вопросу о заключении государственных контрактов на охрану зданий", от 12.03.2018 NРП/15648/18 "О рассмотрении обращений ФГП ВО ЖДТ РФ от 30.01.2018 NК-14/42, от 31.01.2018 N3994-10, от 31.01.2018 N3993-10", судебную практику по делам NNА58-4788/2017, А63-1432/2017, А12-2913/2017, А14-6157/2016, А43-13879/2016, А19-8214/2016, А43-8672/2016, А17-1786/2016, А08-2423/2015, А81-2542/2015, А81-2543/2015, А40-140860/2015, А40-131540/2015, просит признать аукционную комиссию нарушившей требования Закона о контрактной системе и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились, поясняют, что ФГП ВО ЖДТ РФ является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта. В силу статьи 8 Федерального закона от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Указанные положения нашли свое закрепление и в пункте 2.1 Устава ФГП ВО ЖДТ РФ. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. В порядке реализации Закона о ведомственной охране принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта" (далее - ПостановлениеN540).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N540, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства (далее - охраняемыеобъекты), от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.
Из содержания статьи 8 Закона о ведомственной охране не следует право ведомственной охраны, находящейся в сфере ведения конкретного федерального органа исполнительной власти, осуществлять государственную охрану всех без исключения объектов, поименованных в Постановлении N587.
На основании вышеизложенного ФГП ВО ЖДТ РФ, исходя из анализа приведенных выше нормативных правовых актов вправе осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране, содержащихся в Перечне наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N891-р, в том числе объектов, предусмотренных Постановлением N587, а также объектов иных форм собственности в соответствии с заключенными договорами, и находящихся в сфере ведения Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Ссылаются на сложившуюся судебную практику Четвертого арбитражного апелляционного суда (дело NА10-4546/2017) и просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
8 августа 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302100002218000114. Начальная (максимальная) цена контракта - 935 271,52 рублей.
На участие в Аукционе было подано две заявки: ФГП ВО ЖДТ РФ (номер заявки - 72) и ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии (номер заявки - 33), которые согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.08.2018 N0302100002218000114-1, были допущены к участию в Аукционе. По результатам аукциона ценовое предложение ФГП ВО ЖДТ РФ составило 916 659,61 рублей, ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии - 911 983,25 рублей.
Результаты рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе отражены в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N33-АЭФ-2018 на оказание услуг по охране объекта таможни от 17.08.2018 N33-АЭФ-2018-2 (далее - Протокол подведения итогов).
В соответствии с Протоколом подведения итогов аукционная комиссия приняла решение о несоответствии заявки ФГП ВО ЖДТ РФ требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе - несоответствие требованиям документации об аукционе и требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, выполнение работ, оказание услуг которых являются объектом закупки - отсутствиеу участника аукциона права осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.
Заявка ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии признана соответствующей требованиям документации об аукционе и принято решение заключить контракт с указанным предприятием.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В разделе 1.11 документации об аукционе "Требования к участникам размещения заказа (в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе)" в числе требований к участникам установлено требование о наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих полномочия на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, а также полномочий на охрану объектов органов исполнительной власти (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N587, Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1).
В рассматриваемом случае объектом закупки оспариваемого аукциона являлось оказание услуг по охране архива таможни, кинологического отдела, складских помещенийБурятской таможни.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. В число указанных объектов входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 1 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание государственной ведомственной охраны в силу статьи 5 Закона о ведомственной охране, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N514 "Об организации ведомственной охраны" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в число которых включено Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Пунктом 2 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением N540, предусмотрено, что ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.
Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.01.2003 N109р "О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации" создано Федеральное государственной предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации". Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 20.05.2005 N19 Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" переименовано в Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", утвержден устав в его новой редакции.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29.05.2017 N186 в Устав ФГП ВО ЖДТ РФ внесены изменения. В соответствии с пунктом 2.1 Устава предприятия, предприятие создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом о ведомственной охране", Федеральным законом от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Постановлением N540 по защите от противоправных посягательств охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, а также объектов иных форм собственности, в том числе объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, по охране грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, для участия в обеспечении транспортной безопасности, а также организации профилактики и тушения пожаров на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта.
На основании абзаца 16 статьи 8 Закона о ведомственной охране предприятие вправе осуществлять защиту охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами.
Абзацем 2 статьи 26 Закона о ведомственной охране установлено, что перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых, в том числе ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Закона о ведомственной охране распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N239-р утвержден перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами. В данный перечень включены: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации.
Объекты, находящиеся в сфере ведения Федеральной таможенной службы в данный перечень не включены.
Таким образом, Заявитель не вправе осуществлять охрану объекта Бурятской таможни, аукционной комиссией Заказчика правомерно признала заявку ФГП ВО ЖДТ РФ на участие в Аукционене соответствующей требованиям, установленным документацией обАукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Бурятского УФАС России,
решила:
Признать жалобу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 27 августа 2018 г. N 04-50/508-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2018