Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<__..>.
Члены Комиссии:
<__..>,
в присутствии:
<__..>,
в отсутствии представителей ООО "Ремточстрой Инжиниринг",
рассмотрев 24 августа 2018 года жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109400000118000025 на капитальный ремонт здания для нужд Отдела Росгвардии по Республике Мордовия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 17 августа 2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 20.08.2018 N 605 рассмотрение жалобы назначено на 23.08.2018 года в 11 часов 30 минут. В процессе заседания комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 24 августа 2018 года.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 28.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0109400000118000025 на капитальный ремонт здания для нужд Отдела Росгвардии по Республике Мордовия (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 03.08.2018 NИИ2).
Начальная (максимальная) цена контракта: 25 000 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 20.08.2018 в 10:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 24.08.2018
Дата проведения аукциона в электронной форме: 27.08.2018 г.
Время проведения аукциона: 10 часов 40 минут.
При изучении доводов жалобы установлено:
1. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО "Ремточстрой Инжиниринг", заказчиком при описании некоторых необходимых для выполнения работ товаров не соблюдены правила описания объекта закупки, в том числе указаны характеристики товаров, конкретные показатели которых становятся известными только после проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении к техническому заданию аукционной докуиентации заказчиком определены технические характеристики основных применяемых материалов, так, например:
"1. Битумы нефтяные строительные:
- Температура вспышки должна быть не ниже 220 °C;
2. Мастика битумная кровельная горячая.
- Содержание волокнистого или пылевидного наполнителя от 12 % по массе но не более 30% по массе;
30. Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся.
- Начало схватывания не ранее 10 минут от начала затворения. Конец схватывания не позднее 4 часов от начала затворения;
Между тем, в инструкции по заполнению заявки (пункт 3.3.4. аукционной документации) указано, что в случае если в описании объекта закупки установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара и (или) показателям технологии производства, испытаний товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партий товара после его производства, к условиям хранения товара, то участник закупки указывает значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков. В случае, если участник закупки имеет возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком в соответствии с государственными стандартами (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя и т.п.), то представленные сведения должны соответствовать государственному стандарту на данные товары (в случае если качество товара регламентируется государственными стандартами).
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений инструкции по заполнению зваявки следует, что если участник закупки считает, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, в отсутствие у него товара при составлении заяывки, он вправе указать значения показателей в неизменном виде в сопровождении соответствующих слов, терминов и знаков.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанный довод жалобы является необоснованным.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, в нарушение Закона о контрактной системе, проект контракта аукционной документации Заказчика содержит терминологию срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в "банковских днях".
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 9.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Денежные средства возвращаются подрядчику Государственным заказчиком при условии надлежащего исполнения подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 10 банковских дней со дня получения Государственным заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика".
Аналогичная терминология "Банковский день" установлена в п.9.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что срок возврата Заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта установлен не надлежащим образом, чем нарушается часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Разделом N 3 технического задания документации об Аукционе к позиции 65 "Бруски" установлено, в том числе, требование "Бруски необрезные/обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной не менее 150 мм, толщиной 150 мм. Сорт 2. Кромки должны быть параллельными или не параллельными, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80".
Согласно положению ГОСТ 24454-80 термины и определения пиломатериалов установлены в соответствии с ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения".
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" установлено, что брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, при этом в соответствии с пунктом 16 ГОСТ брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также содержатся противоречия между требованиями технического задания документации об Аукционе и требованиями, установленными в соответствии с ГОСТ.
Вместе с тем, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
Указанные действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к товару "Бруски" нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 69 технического задания документации об Аукционе к товару "Доски обрезные хвойных пород" установлено следующее требование: "Порода древесины сосна или ель или пихта либо лиственница или кедр. Пиломатериалы сухие; сырые. Сорт 2. Длина 4-6,5 м. Ширина 75-150 мм. Толщина 44 мм. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов: до 1250 мкм. Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов по ширине в плюсовую сторону не более трех миллиметров, в минусовую сторону максимально три миллиметра. Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов по длине в плюсовую сторону до 50 мм, в минусовую сторону максимально 25 мм".
Согласно положению ГОСТ 24454-80 термины и определения пиломатериалов установлены в соответствии с ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения".
Согласно ГОСТ 18288-87, доской является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины, при этом при максимальном значении толщины доски 44 мм, минимальное значение ширины составляет более 88 мм.
По позиции 67 технического задания документации об Аукционе к товару установлено, в том числе, следующее требование "Доски обрезные хвойных пород. Ширина 75-150 мм. Толщина может быть 25 мм; 44 мм".
На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также содержатся противоречия между требованиями технического задания документации об Аукционе и требованиями, установленными в соответствии с ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 124 технического задания документации об Аукционе к товару "Кабель силовой с медными жилами" установлено следующее требование: "Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке без защитного покрова: ВВГ, число жил - 3 и сечением 2,5 мм2. Поперечное сечение кабеля должно быть круглым или плоским. Конструктивное исполнение токопроводящих жил однопроволочные или многопроволочные. Номинальная частота 50 Гц. Номинальное напряжение должно быть 660В. Класс жилы должен быть 1. Климатическое исполнение УХЛ/Т. Категория размещения должна быть 1; 5. Номинальная толщина наружной оболочки не менее 1,8, мм. Номинальная толщина изоляции жил не должна быть >0,8 мм. Требования стойкости к воздействию повышенной температуры окружающей среды: до плюс 50°C. Требования стойкости к воздействию пониженной температуры окружающей среды: до минус 50°C.".
Согласно таблице 1 п.5.2.1.3 ГОСТ 31996-2012 установлено следующее:
Наименование жилы |
Номинальное сечение жилы, мм |
|||
|
круглой |
секторной (сегментной) |
||
|
медной |
алюминиевой |
медной |
алюминиевой |
Однопроволочная |
1,5-50 |
2,5-300 |
- |
25-400 |
Многопроволочная |
16-1000 |
25-1000 |
25-400 |
25-400 |
В соответствии с п.124 технического задания документации об Аукционе к товару "Кабель силовой с медными жилами" установлено требование "Конструктивное исполнение токопроводящих жил однопроволочные или многопроволочные" и "сечение 2,5 мм2", что является несоответствием ГОСТ 31996-2012, так как многопроволочная жила не может иметь номинальное сечение 2,5 мм2.
На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также содержатся противоречия между требованиями технического задания документации об Аукционе и требованиями, установленными в соответствии с ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 78-од от 05.08.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0109400000118000025 на капитальный ремонт здания для нужд Отдела Росгвардии по Республике Мордовия необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением п. 1 ч.1 ст.64, ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ИП Мелконян О.М. по делу N456.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать, так как материалы переданы в рамках рассмотрения жалобы ИП Мелконян О.М. по делу N456.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 августа 2018 г. N 525
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2018