Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, в составе: <_..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку соблюденияАдминистрацией городского поселения "Емва" (далее - Администрация ГП "Емва") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлениизакупки путем проведения электронного аукциона"Выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории городского поселения "Емва" (г. Емва, ул. Авиационная, д. 7, ул. Гущина, д. 14, ул. Пионерская, д. 16, ул. 60 лет Октября, д. 51)", извещение 0107300008218000022(далее - закупка, электронный аукцион, обращение),
при участии:
- физического лица, по паспорту,
УСТАНОВИЛА:
1.В Коми УФАС России поступило обращениефизического лица исх. от 16.08.2018 (вх. от 18.08.2018 NN 3898)о нарушении Администрацией ГП "Емва"требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона"Выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории городского поселения "Емва" (г. Емва, ул. Авиационная, д. 7, ул. Гущина, д. 14, ул. Пионерская, д. 16, ул. 60 лет Октября, д. 51)", извещение N 0107300008218000022.
В своем обращении заявитель указывает на то, что документация об электронном аукционе не соответствует локальной смете, которая является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, а также просит провести внеплановую проверку соответствия объекта закупки требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме этого вобращении присутствуют доводы о том, что пункт 2.2. "Цена устанавливается в российских рублях и включает в себя: стоимость Работ, применяемых материалов, налоги, сборы, затраты на перевозку, погрузо-разгрузочные работы и иные затраты и обязательные платежи, необходимые для выполнения настоящего контракта, не включает в себя стоимости работ на доставку строительного мусора, по утилизации мусора, погрузочно-разгрузочные работы и иные затраты.
Указанные доводы не относятся к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем, в соответствии с законодательством о контрактной системе, письмом от 23.08.2018 N 04-02/5837 обращение было перенаправлено по подведомственности в Финансовое управление администрации муниципального района "Княжпогостский" для рассмотрения вышеуказанных довод.
Физическое лицо, Администрация ГП "Емва", надлежащим образом о дате и времени проведения внеплановой проверки извещены.
Отсутствие представителей Администрации ГП "Емва" не препятствует проведению внеплановой проверки.
2.Комиссия Коми УФАС Россиив ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,рассмотревобращение, пришла к следующим выводам.
2.1.Заказчиком закупки явиласьАдминистрация ГП "Емва".
Объектом закупки -"Выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории городского поселения "Емва" (г. Емва, ул. Авиационная, д. 7, ул. Гущина, д. 14, ул. Пионерская, д. 16, ул. 60 лет Октября, д. 51)".
Начальная (максимальная) цена контрактасоставила - 499 931.28 рублей.
Источником финансирования закупок явилсябюджет городского поселения "Емва".
Извещение о проведении закупки способом электронного аукциона N 0107300008218000022, документация об электронном аукционеразмещены на официальном сайтеЕдиной информационной системы в сфере закупок (далее официальный сайт) www.zakupki.gov.ru 08.08.2018.
3.Согласно части 1 статьи 59 Закон о контрактной системепод аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Разделом III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) (далее - Техническое задание)" предусмотрены требования к выполнению работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории городского поселения "Емва" (г. Емва, ул. Авиационная, д. 7, ул. Гущина, д. 14, ул. Пионерская, д. 16, ул. 60 лет Октября, д. 51).
Кроме этого, документация об электронном аукционе содержит локальную смету для выполнения работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории городского поселения "Емва" (г. Емва, ул. Авиационная, д. 7, ул. Гущина, д. 14, ул. Пионерская, д. 16, ул. 60 лет Октября, д. 51), утвержденная Постановлением Администрации ГП "Емва" от 04.07.2018 N 259 "Об утверждении локального сметного расчета стоимости выполнения работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории городского поселения "Емва" (далее - локальная смета).
Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д28и-1592: "_при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.
На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, если указанные им потребности не противоречат нормам законодательства о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России было установлено, что заказчик при описании объекта закупки не использовал товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования, не соответствующим техническим регламентам, документам национальной системы стандартизации.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещаетограничивать количество участников закупки.
Доказательства того, что установленные Техническим заданием требования по выполнению работ ограничивают количество участников закупки, заявителем не представлено, в материалах внеплановой проверки отсутствуют.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах".
Кроме этого, законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика установления в локальной смете на выполнения работ всех требований и характеристик, указанных в документации об электронном аукционе.
Таким образом, нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика в части несоответствия локальной сметы документации об электронном аукционе, несоответствия Технического задания статье 33 Закона о контрактной системе, не содержит.
4. В результате проведения внеплановой проверки, Комиссией Коми УФАС России установила следующее.
4.1В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На основании части 3 пункта 12 раздела I "Общие сведения" документации об электронном аукционе, первая часть заявки участника электронного аукциона должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в настоящей документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, при проведении электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п/п. 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п/п. 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник электронного аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об электронном аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениямэквивалентности, установленным документацией об электронном аукционе, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в электронном аукционе на товарный знак (егословесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п/п. 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, часть 3 пункта 12 раздела I"Общие сведения" документации об электронном аукционе не соответствует части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в редакции, действующей с 01.07.2018.
4.2. На основании пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Документация об электронном аукционе не содержит датыначала и окончания срока предоставления участниками закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании пункта 9 "Информационная карта" раздела II документации об электронном аукционе дата публикации ответа на запрос о разъяснении документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты поступления запроса, дата поступления запроса не позднее 14 августа 2018 г.
На основании извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, датой окончания подачи заявок на участие в закупке является 16.08.2018.
Следовательно, датой окончания поступления запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе с учетом требований статьи 65 Закона о контрактной системе является - 12.08.2018.
Таким образом, бездействие заказчика в части не установления в документации даты начала и окончания предоставления участниками закупкиразъяснений положений документации об электронном аукционе,действия заказчика в части установления в документации об электронном аукционе даты окончания подачи участниками закупки запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе - 14.08.2018, которая не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, противоречат пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельствКомиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки фактов, указанных в обращении физического лица, нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
2. По результатам проведения внеплановой проверки закупки в действиях заказчика в части установления в пункте 3 части 12 раздела I"Общие сведения" документации об электронном аукционе требований к содержанию первой части заявки, выявлены нарушения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в редакции, действующей с 01.07.2018.
3. По результатам проведения внеплановой проверки в бездействии заказчика в части не установления в документации об электронном аукционе даты начала и окончания предоставления участниками закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе,в действиях заказчика в части установления в документации об электронном аукционе даты окончания подачи участниками закупки запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе 14.08.2018, выявлены нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что нарушения требований пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении вышеуказанных нарушений не выдавать.
5. Решить вопрос о привлечении ответственных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_..>
Члены комиссии <_..>
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23 августа 2018 г. N 04-02/5912
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018