Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Рословой О.А. - начальника отдела контроля федеральной контрактной системы, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Кудряшова К.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Нечаева Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова" (далее - Заказчик): Алексеева Д.В. по доверенности, Трефимовой Ю.В. по доверенности;
ООО "АйБиМед" (далее - Заявитель): Белоусовой О.В. по доверенности, Пелевиной Э.К. по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 21031-ЭП/18 от 16.08.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения отделения реанимации (извещение номер 0372100049618001116) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.07.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049618001116. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 689 160,67 рублей.
В жалобе ООО "АйБиМед" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 1636 от 10.08.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Положения документации об аукционе:
В п. 1 таблицы Технического задания (ч. 4.8. разд. 4 аукционной документации) указано, что Заказчику к поставке требуется аппарат искусственной вентиляции легких для взрослых и детей со следующими техническими характеристиками:
"Тип датчика кислорода указать";
"Частота управляемых дыхательных циклов - максимальное значение не менее 120 дых. в мин.";
"Частота дыхания в режиме резервной вентиляции - максимальное значение не менее 120 дых/мин";
В п. 2 таблицы Технического задания (ч. 4.8. разд. 4 аукционной документации) указано, что Заказчику к поставке требуется аппарат ИВЛ экспертного класса со следующими техническими характеристиками:
"Диапазон потока не менее 0 - 190 л/мин";
"Максимальная потребляемая мощность не более 250 Вт";
"Диапазон регулирования дыхательного объёма не менее 20-3000 мл";
"Диапазон регулирования максимального давления вдоха не менее 0-110 см. вод.ст.";
"Диапазон регулирования поддерживающего давления вдоха не менее 0-110 см. вод.ст.";
"Диапазон инспираторного пикового потока не менее 0-190 л/мин";
"Габаритные размеры электронного блока не более 750х500х400 мм";
"Режим вентиляции".
Положения заявки участника, не соответствующие требованиям документации об аукционе:
В п. 1 первой части заявки N 197 участник предлагает к поставке аппарат искусственной вентиляции легких для взрослых и детей Servo Ventilator в исполнении Servo-air, Maquet Critical Care AB / Маке Критикал Кэа АБ, Швеция, заявляя в первой части заявки следующие технические характеристики:
"Тип датчика кислорода ультразвуковой";
"Частота управляемых дыхательных циклов - максимальное значение 120 дых. в мин.";
"Частота дыхания в режиме резервной вентиляции - максимальное значение 120 дых/мин", что не соответствует значениям, которые предоставлены производителем оборудования.
В п. 2 первой части заявки N 197 участник предлагает к поставке аппарат ИВЛ экспертного класса Servo Ventilator в исполнении Servo-U, Maquet Critical Care AB / Маке Критикал Кэа АБ, Швеция, заявляя в первой части заявки следующие технические характеристики:
"Диапазон потока 0 - 190 л/мин";
"Максимальная потребляемая мощность 250 Вт";
"Диапазон регулирования дыхательного объёма 20-3000 мл";
"Диапазон регулирования максимального давления вдоха 0-110 см. вод.ст.";
"Диапазон регулирования поддерживающего давления вдоха 0-110 см. вод.ст.";
"Диапазон инспираторного пикового потока 0-190 л/мин";
"Габаритные размеры электронного блока 750х368х205 мм";
"Режим вентиляции", что не соответствует значениям, предоставленным производителем оборудования. На основании вышеизложенного, участник предоставил недостоверную информацию об объекте поставки".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в разделе "Спецификация" Технического задания документации об аукционе.
К товару по позиции 1 "Аппарат искусственной вентиляции легких для взрослых и детей" Заказчиком установлены требования: "Тип датчика кислорода - указать. Частота управляемых дыхательных циклов - максимальное значение не менее 120 дых. в мин. Частота дыхания в режиме резервной вентиляции - максимальное значение не менее 120 дых/мин".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен товар "Servo Ventilator в исполнении Servo-air" (производитель "Maquet Critical Care AB / Маке Критикал Кэа АБ", Швеция) с указанием характеристик: "Тип датчика ультразвуковой. Частота управляемых дыхательных циклов - максимальное значение 120 дых. в мин. Частота дыхания в режиме резервной вентиляции - максимальное значение 120 дых/мин".
Представителями Заказчика на заседании Комиссии УФАС представлена копия письма ООО "Маке" (официального эксклюзивного представителя продукции брендов GETINGE (в том числе Maquet) исх. N 18/08 от 10.08.2018, согласно которому аппарат ИВЛ Servo Ventilator в исполнении Servo-air обладает иными характеристиками.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена в разделе 6 "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе.
Согласно положениям установленной инструкции:
"Если техническое задание (ч. 4.8. разд. 4 Документации) не содержит указаний на товарные знаки требуемых к поставке товаров, но содержит характеристики таких товаров, участник закупки в первой части заявки должен указать конкретные значения показателей предлагаемых к поставке товаров, соответствующие значениям показателей, установленным в техническом задании, и их товарные знаки, артикулы, коды, каталожные номера (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. Наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки участника, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в техническом задании. Если техническим заданием предусмотрена комплектность товара, участник закупки должен в обязательном порядке в своем предложении предоставить сведения о комплектации товара".
Таким образом, положения инструкции не позволяют однозначно определить в каких случаях показатели следует указать без использования слов "не более" и "не менее" (отнести показатели к виду, для которых установлены минимальные и/или максимальные значения), а в каких случаях характеристики следует указать с использованием вышеуказанных слов (отнести показатели к виду, значения которых не могут изменяться), следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АйБиМед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии УФАС |
|
О.А. Рослова |
Члены Комиссии УФАС |
|
К.И. Кудряшов |
|
|
Д.В. Нечаев |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 августа 2018 г. N 44-4093/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018