Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Перспектива" (г.Самара) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническому перевооружению) канализационных коллекторов (сетей) в пос.Ставрово Владимирской области (извещение N 0128300000718000019) в присутствии представителя заказчика - муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Ставрово (постановление о назначении на должность от 27.06.2018 N 155), уполномоченного органа - администрации поселка Ставрово Собинского района
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 782-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническому перевооружению) канализационных коллекторов (сетей) в пос.Ставрово Владимирской области (извещение N 0128300000718000019)
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Кроме того, заказчик, в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок установил неверный срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации. Согласно информации официального сайте ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 20.08.2018. Однако пункт 32 Информационной карты при этом устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 09.08.2017.
В силу изложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика, уполномоченного органа заявили следующее.
К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. (Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1(в редакции от 16.06.2014) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (вместе с "МДС81-35.2004).
Пунктом 1 Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей относится к таким работам.
Дополнительным требованием к участникам закупки является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В данном случае заказчик имеет право устанавливать дополнительные требования к участнику.
03.08.2018 по решению заказчика уполномоченным органом были внесены изменения в аукционную документацию, а именно в приложение N 4 "Проект контракта". Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе был продлен до 20.08.2018, о чем имеется информация в общем доступе на ЕЭТП.
При оформлении файла документации (пункт 32 Информационной карты) была допущена техническая ошибка (неверно указана дата предоставления разъяснений). На электронной площадке даты указаны верно и участник видел актуальную информацию.
Согласно части 11.3 аукционной документации дата окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации - не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Запроса на разъяснение аукционной документации от подателя жалобы не поступало. Соответственно данная техническая ошибка никак не нарушила права данного заявителя.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора), копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случае, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичное требование установлено в пункте 46 Информационной карты документации электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническому перевооружению) канализационных коллекторов (сетей) в пос.Ставрово Владимирской области.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в состав предмета указанного электронного аукциона входят работы по ремонту сетей канализации и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 10 млн.рублей - 112 633 200 рублей.
В силу изложенного, Комиссия полагает правомерным установление дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрос в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе 20.08.2018 09.00. Вместе с тем, в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 32 Информационной карты аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 09.08.2018.
В силу статьи 3.35 Административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" (г.Самара) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническому перевооружению) канализационных коллекторов (сетей) в пос.Ставрово Владимирской области (извещение N 0128300000718000019) частично обоснованной (в части довода о некорректном расчете даты окончания срока предоставлений разъяснений аукционной документации).
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки не выдавать, так как допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 августа 2018 г. N Г 782-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2018