Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ИП Мелконян О.М. и ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания ГУ-УПФР в г.о. Чапаевск Самарской области (межрайонное) по адресу: г. Чапаевск, ул. Рабочая, 11 А (извещение N 0242100000118000036, начальная (максимальная) цена контракта - 8 244 200,00 руб.)
в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобы ИП Мелконян О.М. и ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания ГУ-УПФР в г.о. Чапаевск Самарской области (межрайонное) по адресу: г. Чапаевск, ул. Рабочая, 11 А (извещение N 0242100000118000036, начальная (максимальная) цена контракта - 8 244 200,00 руб.).
Согласно доводам заявителей, Заказчиком утверждена документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявители просят признать жалобу обоснованной, внести изменения в документацию, привлечь виновных должностных лиц.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, аукционную документацию, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
1.Согласно доводу ООО "ОПТ_СНАБ", Заказчиком в Извещении N0242100000118000036 не указаны требования предъявляемые к участникам в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями информационной карты, закупка осуществляется с предоставлением преимуществ и ограничений:
ПРЕИМУЩЕСТВА, ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) |
Ограничения и запреты |
1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации |
Дополнительная информация |
Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена будет снижена на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта размер обеспечения исполнения контракта будет составлять 3 709 890,00 рублей (Три миллиона семьсот девять тысяч восемьсот девяносто рублей 00 копеек). |
Согласно пункту 19 Информационной карты:
19. |
Предъявляемые к участникам электронного аукциона требования |
12) участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее по тексту - СРО), за исключением случаев, перечисленных в п. 2.1. и 2.2. ст. 52 ГрК РФ; 13) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; |
Вместе с тем, во исполнение требований статьи 31 закона о контрактной системе, Заказчиком размещено извещение и документация в ЕИС, содержащие, в том числе:
В извещении (пп.25,26), в аукционной документации - пп.19,20):
|
Предъявляемые к участникам электронного аукциона требования
|
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектами закупок; 2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной и которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.; 7) обладание участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями здесь понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. 9) участник закупки не является офшорной компанией 10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. 11) участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее по тексту - СРО), за исключением случаев, перечисленных в п. 2.1. и 2.2. ст. 52 ГрК РФ; 12) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. 13) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. |
|
Документы, представляемые участниками закупки в подтверждение соответствия единым требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2 и частью 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ |
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Наличие у члена СРО права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в Извещении об аукционе. |
Кроме того, технический функционал ЕИС не позволяет в полном объеме разместить всю необходимую информацию, в связи с чем, в разделе "документы" были прикреплены в формате "docx." извещение и аукционная документация, в которых, в том числе, указаны требования к участникам закупки.
Таким образом, все подробные требования к участникам закупки, информация, условия, запреты, преимущества и ограничения, которые относятся к конкретной рассматриваемой закупке, и которыми должны руководствоваться участники закупки, отражены в Информационной карте аукционной документации.
Следовательно, данный довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводам Заявителей, требования Заказчика к материалам, сведения по которым допускается возможным представить только при проведении испытаний, имеют признаки ограничения конкуренции, а именно:
1 ООО "ОПТ -СНАБ" ссылается на позиции 17,18 Технического задания.
2. ИП Мелконян О.М.ссылается на позицию 13 Технического задания.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом "Б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Приложением N1 к Техническому заданию, установлены следующие требования к материалам:
17 |
Швеллеры |
Должны быть изготовлены из стали марки Ст0. Должны быть с уклоном внутренних граней полок. Высота должна быть >300 мм. Плотность стали не должна быть < 7,85 г/см3. Ширина полки не должна быть менее 105 мм. Толщина стенки более 6,5 мм. Радиус внутреннего закругления 13,0-15,0 мм. Масса 1 м не должна быть меньше 36,5 кг. |
ГОСТ 8240-97 |
||
18 |
Смесь сухая для заделки швов |
Насыпная плотность сухой смеси должна быть >0,8 кг/дм3. Объемная плотность массы после размешивания >0,85 кг/дм3. Стойкость к истиранию не более чем 1000 мм3. Абсорбция воды должна быть, г: через 30 минут: <3,5, через 240 минут: <7. Смесь должна сильно прилегать к краям плиток даже при больших деформациях покрытия. В процессе схватывания раствора не должны возникать усадочные щели. Должна выполнять защиту швов от развития грибков, плесени и водорослей, что должно позволить сохранить эстетический вид покрытия и здоровый микроклимат в помещении в течение продолжительного времени. |
Данные требования установлены в соответствии с ГОСТ 8240-97, на который Заказчик ссылается в Техническом задании.
Требования предъявлены к форме, размерам и другим основным характеристикам швеллеров определенной серии, для указания которых не требуется иметь товар в наличии для проведения измерений, испытаний или исследований, так как это конкретные, заранее известные, гарантированные характеристики швеллера определенной серии, производство которого поставлено на поток у завода изготовителя.
Согласно Инструкции по заполнению заявки, знак ">" следует читать как "более", знак "<" следует читать как "менее", знак "" следует читать как "более или равно", знак "
" следует читать как "менее или равно".
Слова "менее", "ниже", означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения, не включая крайние значения. Слова "более", "выше", означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, не включая крайние значения.
Таким образом, данный довод следует признать необоснованным.
В соответствии с пунктом 13 Технического задания, к "краскам масляным" установлены следующие требования:
13 |
Краски масляные |
Марка краски МА-22; МА-25. Цвет пленки краски "розово-бежевая"; "светло-бежевая"; "светло-серая". Время высыхания "до степени 3 при температуре (20_2) °С", ч, не должно быть более 24. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 235. Условная светостойкость пленки, ч, не должна быть менее 2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды "при температуре (20 |
ГОСТ 10503-71 |
Вместе с тем, Заказчик вправе предъявлять вышеизложенные требования, характеризующие износостойкость, качество и безопасность материалов в соответствии с ГОСТ, что не влечет за собой ограничение конкуренции.
Таким образом, указанные в жалобе характеристики являются стандартными для видов товаров используемых при выполнении работ, указываются как на сайтах производителей, так и предоставляются дистрибьюторами.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик использовал показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара, работы и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Таким образом, аукционная документация не содержит требований к подробному описанию участниками закупки в заявке материалов(товаров), значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара после его производства.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, указанных в документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком были сформулированы требования к товару, которые полностью отображают потребность Заказчика. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а также обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании требования к товарам приводят к ограничению конкуренции, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, доводы Заявителей являются необоснованными.
3. Согласно доводам ИП Мелконян О.М.:
- заказчик установил требование в пункте 27 Технического задания к "кабелю силовому" не соответствующее требованиям ГОСТ 31996-2012.
- в позиции 8 "кирпич керамический" Технического задания указаны размеры без указания, что является шириной, длиной и глубиной.
- требования установленные Заказчиком к позиции "растворитель" отсутствуют в ГОСТ 3134-78.
Согласно пункту 60 Технического задания:
60 |
Кабель |
Кабель силовой не распространяющий горение. Число жил 3.Сечение не должно быть более 4 мм2. Номинальная толщина изоляции не должна быть более 1 мм. |
ГОСТ 16442-80 |
В таблице N2 ГОСТа 16442-80, указаны кабели разного исполнения с различным напряжением, сечением и числом жил, в том числе имеются многопроволочные кабели с сечением жил от 1,5 мм, отвечающие по своим характеристикам требованиям аукционной документации и требованиям государственного стандарт.
Кроме того, при описании характеристики кабеля силового в п.27, Заказчик не предъявляет требований к сечению жил кабеля и не ссылается на ГОСТ 31996-2012, на который ссылается Заявитель.
Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.
Пунктом 8 "кирпич керамический" Технического задания установлено:
8 |
Кирпич керамический |
Кирпич должен иметь форму прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250х120х65мм. Марка по прочности кирпича М100; М125. Марка по морозостойкости кирпича должна быть лучше F35. Класс средней плотности кирпича 0,8-1,2. Средняя плотность, кг/м3, 710-1200. По теплотехническим характеристикам изделие должно быть эффективным; повышенной эффективности; высокой эффективности. Число циклов попеременного "замораживания-оттаивания" выше 35 циклов. |
ГОСТ 530-2012 |
Данные требования предъявлены в соответствии с ГОСТ 530-2012, согласно пункту 3.2 которому: " Кирпич нормального формата (одинарный): изделие в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250 x 120 x 65 мм.".
Кроме того, Заказчик не обязан указывать номинальные размеры дословно, так как отсутствие данных сведений в документации не влечет за собой ограничение конкуренции и не вызывает сложности при составлении первой части заявки.
При описании объекта закупки Заказчиком используются условные обозначения и терминология, предусмотренная техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, а именного ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия".
Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.
В пункте 1 "растворитель" Технического задания Заказчик установил следующие требования:
1 |
Растворитель |
Растворитель должен представлять собой прозрачную маслянистую жидкость с характерным запахом керосина. Температура самовоспламенения должна быть не ниже 270°С. Пределы взрываемости паров растворителя смеси с воздухом должны быть 1,4-6,0%. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны должна быть не более 300 мг/м3. Плотность "при 20 °С", кг/м3, должна быть не более 0,790. По степени воздействия на организм класс опасности растворителя безопаснее третьего. |
ГОСТ 3134-78 |
В соответствии с пунктами 6.3 и 6.10 раздела 6 "требованиями безопасности" ГОСТ 3134-78 , к позиции "растворитель" были предъявлены следующие требования: "Уайт-спирит (нефрас-С4 - 155/200) относится к легковоспламеняемым продуктам второй категории, с температурой самовоспламенения 270 °С, пределами взрываемости паров уайт-спирита (нефраса-С4 - 155/200) в смеси с воздухом 1,4 - 6,0%. По степени воздействия на организм уайт-спирит (нефрас-С4 - 155/200) относится к 4-му классу опасности. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3.
Таким образом, данные требования соответствуют ГОСТ 3134-78, в связи с чем, довод заявителя следует признать необоснованным.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, указанных в документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании требования к товарам приводят к ограничению конкуренции, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
4.Согласно доводу ООО "ОПТ-СНАБ" Заказчиком установлены требования к конкретизации показателя пропан -бутана.
В Техническом задании указано:
15 |
Пропан-бутан |
Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы не должна быть: более 0,013 %, в том числе сероводорода, более 0,003%. В составе не допускается содержание свободной воды и щелочи. Интенсивность запаха не должна быть, баллы, менее 3. |
ГОСТ Р 52087-2003 |
Согласно ГОСТ 52087-2003, к массовой доле сероводорода и меркаптановой серы установлены следующие требования:
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что если характеристики требуемого к использованию при выполнении работ товара описываются заказчиком с использованием слов "допускается", "может", "необходимо", "должно", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит" "не более", "не менее", "допускается", "допустимый", "требуется", "лучше", "хуже", "шире", "уже", "может быть", "необходимо", "должно быть", "нужно", "ниже", "выше", "опаснее", "или", "либо", "следует", "примерно", "превосходить", "приблизительно", "около", "быстрее", "например" и их производных однокоренных слов, то указанные слова не должны присутствовать в заявке участника закупки в предлагаемых показателях (характеристиках) товара.
Ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Таким образом, для указания конкретного показателя, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения конкретных значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Данный довод заявителя обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Самарского УФАС России приходить к выводу об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания, поскольку на результат закупки это не повлияло.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Мелконян О.М. необоснованной, ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 августа 2018 г. N 1072-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2018