Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ИП Мелконян О.М. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (усиление строительных конструкций здания МБОУ Школа N 162 г.о Самара (Первый этап усиления)) (извещение N 0142300048518001589, начальная (максимальная) цена контракта - 2 610 936,27 руб.),
в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Мелконян О.М. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (усиление строительных конструкций здания МБОУ Школа N 162 г.о Самара (Первый этап усиления)) (извещение N 0142300048518001589, начальная (максимальная) цена контракта - 2 610 936,27 руб.)
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, внести изменения в документацию, привлечь виновных должностных лиц.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, аукционную документацию, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1.Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в ЕИС представлена отличная от Информационной карты информация, а именно:
В Информационной карте:
N пункта |
Наименование |
Информация |
|
Входящий номер заявки на закупку |
16-10-1-6-837 |
1 |
Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты уполномоченного органа |
Управление организации торгов Администрации городского округа Самара; Место нахождения, почтовый адрес: 443010, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 135; Тел.: 7-846-3320709; E-mail: torgi@samadm.ru. |
2 |
Ответственное должностное лицо уполномоченного органа, номер контактного телефона. |
Серова Юлия Владимировна, 7-846-3320548 |
На сайте ЕИС:
Организация, осуществляющая размещение |
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА |
Почтовый адрес |
Российская Федерация, 443010, Самарская обл, Самара г, УЛ КУЙБЫШЕВА, ДОМ 135 |
Место нахождения |
Российская Федерация, 443010, Самарская обл, Самара г, УЛ КУЙБЫШЕВА, ДОМ 135 |
Ответственное должностное лицо |
Серова Юлия Владимировна |
Адрес электронной почты |
SerovaJuV@samadm.ru |
Номер контактного телефона |
7-846-3320548 |
|
|
Вместе с тем, в ЕИС представлена более конкретизированная информация относительно должностного лица Уполномоченного органа, с указанием электронного адреса данного лица.
Таким образом, разночтения в информации, размещенной Заказчиком в ЕИС и Информационной карте, отсутствуют.
2.В том числе, Заявитель указывает, что Заказчиком неверно указано место и порядок подачи заявок в извещении, опубликованном в ЕИС.
Вместе с тем, согласно информации из ЕИС, по закупке N0142300048518001589 размещены все необходимые сведения относительно наименования электронной площадки с указанием полного адреса. А именно:
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАКУПКЕ
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Электронный аукцион |
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
ЗАО "Сбербанк-АСТ" |
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
http://www.sberbank-ast.ru |
Размещение осуществляет |
Уполномоченный орган |
Наименование объекта закупки |
Капитальный ремонт (Усиление строительных конструкций здания МБОУ Школа N 162 г. о. Самара (Первый этап усиления)) |
Этап закупки |
Работа комиссии |
Сведения о связи с позицией плана-графика |
2018034230018000010000160001 |
Номер типового контракта, типовых условий контракта |
Связь с типовым контрактом, типовыми условиями контракта не установлена |
Следовательно, данный довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3.Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установил требования по предоставлению по окончанию выполненных работ счет-фактуры противоречат требованиям действующего законодательства.
В пункте 19 Информационной карты указано:
19 |
Форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг |
Расчет за выполненные работы производится Заказчиком безналичным платежом на расчетный счет Подрядчика на основании предоставляемых Подрядчиком счета - фактуры / либо счета, подписанных Сторонами ежемесячного (промежуточного) / окончательного акта о приёмке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3) в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приёмке выполненных работ (КС-2). |
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 2.8 Проекта Контракта установлено, что расчет за выполненные работы производится Заказчиком безналичным платежом на расчетный счет Подрядчика на основании предоставляемых Подрядчиком счета - фактуры / либо счета, подписанных Сторонами ежемесячного (промежуточного) / окончательного акта о приёмке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3) в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приёмке выполненных работ (КС-2).
Данный пункт Проекта Контракта не применяется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Однако, если организация освобождена от НДС, то счет-фактура не составляется в соответствии со статьей 169 НК.
Вместе с тем данное условие установлено в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
При заключении контракта организация, освобожденная от НДС, вправе направить протокол разногласий с целью изменить данное условие.
Таким образом, использование той или иной формы зависит от применения участниками закупки системы налогообложения. Учитывая данные особенности, заказчик в Информационной карте прописал данное обязательство.
Следовательно, данный довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
4. Заказчиком не указанные преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с положениями информационной карты, закупка осуществляется с предоставлением преимуществ и ограничений:
32 |
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; |
33 |
Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ) |
Закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. |
В ЕИС размещена следующая информация:
ПРЕИМУЩЕСТВА, ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ |
Ограничения и запреты |
1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций дополнительная информация к требованию отсутствует |
Информация относительно преимуществ и ограничений выгружается в ЕИС автоматически в соответствии с планом графиком. То есть, Заказчик и Уполномоченный орган не имели возможности корректировать данные сведения.
Вместе с тем, все подробные требования к участникам закупки, информация, условия, запреты, преимущества и ограничения, которые относятся к конкретной рассматриваемой закупке, и которыми должны руководствоваться участники закупки, отражены в Информационной карте аукционной документации.
Следовательно, данный довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
5. Согласно доводу Заявителя, требования Заказчика к материалам, сведения которым допускается возможным представить только при проведении испытаний, имеют признаки ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом "Б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Приложением N2 к Описанию объекта закупки, установлены следующие требования к материалам:
2 |
Блок оконный пластиковый двухстворчатый |
Блок оконный пластиковый двухстворчатый, с поворотной и поворотно-откидной створкой_.. Эффективность влагопоглотителя, определенная по методу повышения температуры, не должна быть менее 20°С* для силикагелей и не должна быть менее 35°С* - для молекулярного сита, а по методу максимальной влагоемкости при относительной влажности 60%- не должна быть менее 15%*. Стеклопакеты должны изготавливаться в помещениях с температурой воздуха (от 10 до 30 °С)* и относительная влажность (не должна быть выше 50%)*. |
|
3 |
Блок оконный пластиковый одностворчатый |
Блок оконный пластиковый одностворчатый, с поворотно-откидной створкой, двухкамерным стеклопакетом (32 мм), ___.Эффективность влагопоглотителя, определенная по методу повышения температуры, не должна быть менее 20°С* для силикагелей и не должна быть менее 35°С* - для молекулярного сита, а по методу максимальной влагоемкости при относительной влажности 60%- не должна быть менее 15%*. Стеклопакеты должны изготавливаться в помещениях с температурой воздуха (от 10 до 30 °С)* и относительная влажность не должна быть выше 50%*. |
Согласно Инструкции по заполнению заявки, знак "*" - обозначает неизменяемый показатель, в первой части заявки не конкретизируется.
Указанные в жалобе характеристики являются стандартными для видов товаров используемых при выполнении работ, указываются как на сайтах производителей, так и предоставляются дистрибьюторами.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик использовал показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара, работы и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Таким образом, аукционная документация не содержит требований к подробному описанию участниками закупки в заявке материалов(товаров), значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара после его производства.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, указанных в документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком были сформулированы требования к товару, которые полностью отображают потребность Заказчика. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а также обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании требования к товарам приводят к ограничению конкуренции, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Мелконян О.М. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 августа 2018 г. N 1075-13827-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2018