Резолютивная часть оглашена
27.08.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалоба ООО "Контракт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство системы водоснабжения с. Бариновка муниципального района Нефтегорский (2этап) (N0142200001318010267), начальная (максимальная) цена контракта - 35 402 240 ,00 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство системы водоснабжения с. Бариновка муниципального района Нефтегорский (2этап) (N0142200001318010267), начальная (максимальная) цена контракта - 35 402 240 ,00 руб.).
Заявитель ООО "Контракт" указывает, что:
1. заказчиком уменьшен срок подачи заявок,
2. не указаны нормы ГОСТ для материалов .
Просит признать жалобу обоснованной, внести изменение в документацию и перенести сроки подачи заявки, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности.
Представитель Уполномоченного органа против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив доводы заявителя, заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Статья 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом неправомерно уменьшен срок подачи заявок.
Частью 1 статьи 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
На сайте ЕИС по закупке 0142200001318010267 размещено:
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЦЕДУРЕ ЗАКУПКИ
Дата и время начала подачи заявок |
07.08.2018 19:38 |
Дата и время окончания подачи заявок |
22.08.2018 10:00 |
Место подачи заявок |
ЗАО "Национальная электронная площадка" (http://www.etp-ets.ru/) |
Порядок подачи заявок |
Заявка подается в порядке, установленном статьей 66 Федерального Закона N44-ФЗ |
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников |
28.08.2018 |
Дата проведения аукциона в электронной форме |
31.08.2018 |
|
|
|
|
Таким образом, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе должен быть установлен не ранее 23.08.2018 г.
Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом исполнены требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно пояснениям Уполномоченного органа, при размещении извещения возникли проблемы, которые подтверждаются письмом ГУОТ Самарской области направленным в адрес УФК по Самарской области (исх.14-02/1235 от 07.08.2018 г.). Согласно данному письму, ряд закупок, в том числе N0142200001318010267, размещение которой необходимо разместить 6 числа, не размещаются и находятся на стадии "направлено на контроль", либо "не принято на контроль" и не размещаются в ЕИС.
Данный довод подтверждается скриншотами с сайта ЕИС, представленные уполномоченным органом.
2. Заявитель ссылается на неуказание Заказчиком норм ГОСТ в отношении материалов по позициям 28,29,33.
В соответствии с разделом "Материалы, используемые при выполнении работ" аукционной документации в отношении данных материалов установлено:
28 |
Щебень из природного камня |
408-0018 |
|
||||
29 |
Щебень из природного камня |
408-0020 |
|
||||
33 |
Асфальтобетонные смеси |
410-0006 |
|
Вместе с тем, ссылка на ГОСТ 8267-93 по материалу щебень из природного камня приведена выше в пункте 3 данного приложения:
3 |
Щебень из природного камня |
ТЕР 408-0023 |
|
Кроме того, в данном разделе указано, что участник закупки в своей заявке вправе уточнить значения показателей в рамках предусмотренных техническим заданием допустимых отклонений.
Пунктом 2 Технического задания установлено, что поскольку технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные,
эксплуатационные характеристики объекта закупки, приобретаемого товара, а также товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, и учитывая положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке может содержать иные требования (показатели, условные обозначения, терминологию), устанавливаемые заказчиком к объекту закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик использовал показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара, работы и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, указанных в документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком были сформулированы требования к товару, которые полностью отображают потребность Заказчика. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а также обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании требования к товарам приводят к ограничению конкуренции, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
В том числе, на участие в аукционе подано 5 заявок, которые своевременно оформили и подали заявки, что свидетельствует о возможности выполнить требования аукционной документации. Жалоб от иных участников закупки в отношении нарушения сроков подачи заявок не поступало.
На основании изложенного, жалобу ООО "Контракт" следует признать частично обоснованной.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что нарушение не повлияло на результат закупки, в связи с чем предписание не выдается.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушением части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 августа 2018 г. N 1083-13808-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2018