Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитиной Н.А.,
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области - Сюхиной Н.С. (по доверенности), Петренко А.П. (по доверенности),
без участия общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг", уведомленного должным образом о времени и месте рассмотрения дела;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (далее по тексту решения - ООО "Ремточстрой Инжиниринг", Общество, Заявитель) на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту решения - УМВД России по Мурманской области, Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области" (реестровый номер извещения: 0149100003218000078) (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 15 августа 2018 года обратилось ООО "Ремточстрой Инжиниринг" с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что аукционная документация утверждена с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Общество считает, что требования к характеристикам товаров, по позициям 2(2), 4(2, 6, 7, 8, 9), 6(8, 9), 7(4), 8(7), 10(8, 15, 16, 17, 19, 21) возможно определить только при помощи проведения испытаний, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель просит провести внеплановую проверку данной закупки, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 30 минут 22 августа 2018 года, продолжено в 10 часов 00 минут 23 августа 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 31.07.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области
Наименование объекта закупки: выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 14 815 058.00 руб.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьей 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Технические характеристики товаров указаны в пункте 4 раздела 16 аукционной документации.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что Заказчик к ряду товаров прописал показатели, не установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Например, пунктом 2 по позиции 2 "Оконные металлические решетки" Заказчиком установлено требование к замку навесному в соответствии с ГОСТ 5089-2011. Так, Заказчиком прописано: замок 3 класса (С) устойчивости к взлому (с защитой от перепиливания засова, сбивания замка), с повышенными охранными качествами, время взлома не менее 15 минут.
При этом в ГОСТ 5089-2011 не указано время взлома.
Также пунктом 7 по позиции 4 "Материалы для отделки стен" Заказчиком установлено требование - покрытие штукатурное рельефное на акриловой основе. Расход не менее 0,8 кг на м2, время высыхания при температуре 20°С не более 5 часов.
Пунктом 8 по позиции 6 "Материалы для устройства половых покрытий" Заказчиком установлено требование - спортивные резиновые покрытия. Толщина не менее 8 мм. Звукопоглощение не менее 18 dB. Температурный режим от - 30 °C до +80 °C. Сопротивление скольжению: не менее R 10.
Пунктом 8 по позиции 10 "Сантехнические материалы" Заказчиком установлено требование - Водонагреватель накопительный. Время нагрева до максимальной температуры не более 170 минут.
Как было указано ранее, в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Обоснование необходимости использования показаний, которые установлены Заказчиком не в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации в аукционной документации отсутствует.
Также необходимо отметить следующее.
В пункте 1 по позиции 4 "Материалы для отделки стен" Заказчиком установлено требование к стеклообоям под окраску: рисунок согласовать с заказчиком.
В Пункте 2 по позиции 4 "Материалы для отделки стен" Заказчиком установлено требование к краске водоэмульсионная: цвет согласовать с заказчиком.
В Пункте 7 по позиции 4 "Материалы для отделки стен" Заказчиком установлено требование к покрытию штукатурному рельефному на акриловой основе: цвет, рисунок согласовать с заказчиком.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в пунктах 8, 10, 11, 12 по позиции 4 "Материалы для отделки стен", а также по позиции 6 "Материалы для устройства половых покрытий".
Установленные правила описания объекта закупки обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным участникам, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.
Требование в аукционной документации по цвету и рисунку используемого при выполнении работ товара "цвет, рисунок согласовать с заказчиком" не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета (рисунка), ни конкретные цвета (рисунок) поставляемого товара не определены.
При таких обстоятельствах УМВД России по Мурманской области признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контраткной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, провела внеплановою проверку данной закупки и установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован частью 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8.
Следовательно, Заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ, при которых будет использоваться товар.
Как было указано ранее, технические характеристики товаров указаны в пункте 4 раздела 16 аукционной документации.
В пункт 29 раздела 15 аукционной документации содержит следующее требование к содержанию первой части заявки:
1) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (не требуется)
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно возражениям Заказчика, в случае если участник закупки на момент подачи заявки не имеет в наличии необходимый товар и уверен, что не может описать конкретные показатели используемого товара в соответствии с требованиями статьи 66 Закона о контрактной системе, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых станут известны при испытании определенной партии товара после его производства, он вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено нормативными требованиями (ГОСТ) на товар.
Раздел 18 аукционной документации обозначен Заказчиком как инструкция по заполнению заявки на участие в Электронном аукционе.
Данный раздел дублирует положения пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и не содержит сведений, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Фактически аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Электронном аукционе.
Комиссией Мурманского УФАС России, также установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20 августа 2018 года, на участие в Электронном аукционе подано 8 (восемь) заявок. В результате 4 заявки были отклонены.
Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки привело к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь привело к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
При таких обстоятельствах УМВД России по Мурманской области признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области" (реестровый номер извещения: 0149100003218000078) обоснованной.
2. Признать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела N 06-10/18-217 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 августа 2018 г. N 06-10/18-217
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018