Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитиной Н.А.,
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области - Сюхиной Н.С. (по доверенности), Петренко А.П. (по доверенности),
без участия общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", уведомленного должным образом о времени и месте рассмотрения дела;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее по тексту решения - ООО "Перспектива", Общество, Заявитель) на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту решения - УМВД России по Мурманской области, Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области" (реестровый номер извещения: 0149100003218000078) (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 15 августа 2018 года обратилось ООО "Перспектива" с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что аукционная документация утверждена с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Так в жалобе указано следующее:
1) Заказчик в аукционной документации не установил дополнительные требования к участникам Электронного аукциона в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14 февраля 2015 года;
2) в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Электронном аукционе;
3) проектом контракта установлено следующее: "10.1 В целях обеспечения исполнения обязательств по Контракту Поставщик представляет Заказчику в течение срока, установленного для подписания настоящего Контракта, обеспечение исполнения Контракта любым по своему выбору способом: в форме безотзывной банковской гарантии или залога денежных средств". Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Законом о контрактной системе не предусмотрено. Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит провести внеплановую проверку данной закупки, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 30 минут 22 августа 2018 года, продолжено в 10 часов 00 минут 23 августа 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 31.07.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области
Наименование объекта закупки: выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 14 815 058.00 руб.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьей 64 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 Постановления Правительства от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту решения - Постановление N99) определено, что в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению установлено следующее:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области.
В пункте 20 раздела 15 аукционной документации Заказчик установил перечень документов, подтверждающих соответствие Подрядчика требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем аукционе (ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ).
При этом Заказчик в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не установил дополнительные требования к участникам Электронного аукциона в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99.
В данной части жалоба Заявителя признается обоснованной.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В пункте 28 раздела 15 аукционной документации указаны порядок, дата начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Электронном аукционе:
Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "31" июля 2018 года включительно.
Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "13" августа 2018 года включительно.
Пунктом 30 раздела 15 аукционной документации предусмотрены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: "16" августа 2018 года включительно. 08:00 часов (время московское)
Учитывая, что дата окончания срока подачи заявок - 16 августа 2018, запрос о даче разъяснений положений аукционной документации мог быть направлен участниками закупки с 31.07.2018, но не позднее 13.08.2018 года.
Следовательно, аукционная документация содержит информацию о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Электронном аукционе.
В данной части жалоба Общества признается необоснованной.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 10.1 проекта контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации указано: в целях обеспечения исполнения обязательств по Контракту Поставщик представляет Заказчику в течение срока, установленного для подписания настоящего Контракта, обеспечение исполнения Контракта любым по своему выбору способом: в форме безотзывной банковской гарантии или залога денежных средств.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В пункте 10.2 проекта контракта указано: размер обеспечения исполнения Контракта составляет 10 % (десять процентов) начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет: 1 481 505 (Один миллион четыреста восемьдесят одна тысяча пятьсот пять) рублей 80 копеек.
Пункт 17 раздела 15 аукционной документации содержит размер обеспечения исполнения Контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения Контракта. Так, в данном пункте указано: исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
При таких обстоятельствах, Комиссия Мурманского УФАС России признает фразу "залог денежных средств" технической ошибкой.
Данная техническая ошибка не могла ввести потенциальных участников закупки в заблуждение и не могла повлиять на принятие решения о подаче заявки на участие в Электронном аукционе.
Таким образом, в данной части жалоба Заявителя признается необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 8 (в соответствии с Техническим заданием) для государственных нужд УМВД России по Мурманской области" (реестровый номер извещения: 0149100003218000078) частично обоснованной.
2. Признать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области нарушившим часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела N 06-10/18-219 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 августа 2018 г. N 06-10/18-219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018