Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дельта" на действия заказчика - Администрации сельского поселения Хатанга (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение инженерно-геологических изысканий и изготовление проектно-сметной документации на приобретение и монтаж оборудования по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод в селе Хатанга", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Дельта" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документ, подтверждающий утверждение аукционной документации.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовал представитель ООО "Дельта" Ярославцев А.А. (доверенность N 5 от 24.08.2018).
До рассмотрения жалобы от заказчика поступили пояснения и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущено нарушение законодательства о контрактной системе, а именно:
1) Проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации и составлен с нарушениями требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
2) Заказчиком не установлена стоимость выполнения работ по каждому из этапов выполнения работ.
3) Заказчиком установлен срок действия банковской гарантии в нарушение требований статьи 96 Закона о контрактной системе.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, считая аукционную документацию соответствующей требованиям законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение инженерно-геологических изысканий и изготовление проектно-сметной документации на приобретение и монтаж оборудования по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод в селе Хатанга, закупка N 0119300012118000026.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Разделом 5 проекта контракта установлена ответственность сторон.
Вместе с тем, изучив раздел 5 проекта контракта, Комиссия установила, что согласно пункту 5.2.1 проекта контракта "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства. Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, для расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 10 правил).
Согласно указанию Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
При этом, частями 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе для формирования в проекте контракта электронного аукциона требований к расчету размера пени, начисляемой за просрочку обязательств, предусмотренных контрактом, установлено применение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, действия заказчика, определившего в пункте 5.2.1 проекта контракта условия о расчете размера пени исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, противоречат требованиям частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также правам и законным интересам исполнителя по контракту.
Как указано в части 5.5 с 1 июля 2018 года участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для целей настоящего Федерального закона.
В нарушение данного положения Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 11.1 проекта контракта "Настоящий Контракт заключается в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства и подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП) лицами, имеющего право действовать от имени Заказчика и Исполнителя".
По дополнительному доводу жалобы, заявленному на рассмотрении жалобы комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Анализ проекта контракта, содержащегося аукционной документации и являющегося неотъемлемой частью такой документации, показал Комиссии, что пунктом 2.2 в разделе 3 контракта предусмотрено следующее условие отплаты: "Предусмотрена выплата авансового платежа в размере 20% от цены настоящего контракта.
Авансирование осуществляется в валюте Российской Федерации путем перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя в течение десяти банковских дней с момента заключения Контракта в размере 20% от цены контракта.
Окончательный расчет за выполненные работы осуществляются в валюте Российской Федерации, в безналичной форме. Оплата осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя за фактически выполненные работы в полном объеме включая устранение дефектов в течение 30 (тридцати) рабочих дней по факту выполнения работ после подписания Заказчиком акта выполненных работ на основании представленного Исполнителем счета и надлежащим образом оформленных финансовых документов.
Оплата оказанных услуг производится Заказчиком в два этапа:
- Выполнение инженерно-геологических изысканий - 4 квартал 2018 года;
- Изготовление проектно-сметной документации и получение положительного заключения на результаты инженерно-геологических изысканий и проектно-сметной документации - 2 квартал 2019 года".
Комиссия отмечает, что, поскольку Законом о контрактной системе не конкретизирован вид дней, в которых исчисляется срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, такие дни императивно считаются календарными.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, установившего в проекте контракта аукционной документации, срок оплаты выполненных по настоящему Контракту работ осуществляется Заказчиком в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем приемки работ и подписания акта сдачи-приемки выполненных работ, противоречат требованиям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Второй довод жалобы комиссия Красноярского УФАС России считает необоснованным в виду следующего.
Проведя анализ аукционной документации комиссией установлено, что в информационной карте (приложение N1 к документации) начальная цена контракта указана с разбивкой по годам:
- на 2018 год - 3427744 (Три миллиона четыреста двадцать семь тысяч семьсот сорок четыре) рубля 00 копеек;
- на 2019 год - 8710976 (Восемь миллионов семьсот десять тысяч девятьсот семьдесят шесть) Рублей 00 копеек.
Срок выполнения работ в информационной карте, в проекте контракта (п. 1.5.) указан:
- проведение инженерно-геологических изысканий с даты подписания Контракта до "30" ноября 2018 г;
- изготовление проектно-сметной документации и получение положительного заключения на результаты инженерно-геологических изысканий и проектно-сметной документации до 30 апреля 2019 года.
Пункт 3.2. проекта контракта устанавливает, что оплата Заказчиком производится в два этапа:
- выполнение инженерно-геологических изысканий - 4 квартал 2018 года;
-изготовление проектно-сметной документации и получение положительного заключения на результаты инженерно-геологических изысканий и проектно-сметной документации - 2 квартал 2019 года.
Следовательно, документация содержит информацию о стоимости работ по каждому этапу и порядку оплаты этапов выполнения работ.
По третьему доводу жалобы Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в документации об аукционе указано, что "Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на четыре месяца". Пунктом 6.3 проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Договора не менее чем на четыре месяца.
Исходя из указанных положений аукционной документации и проекта контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеуказанным, Комиссия по рассмотрению жалобы приняла решение выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Дельта" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 августа 2018 г. N 1038
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018