Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.А. Шпаковской, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажный Трест N 1" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации Тасеевского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Работы по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района во второй половине 2018 г. Место нахождения: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, село Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2", извещение N 0319300159718000020, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-монтажный Трест N 1" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заказчик, ООО "Строительно-монтажный Трест N 1", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствии представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), заказчиком не размещена в полном объеме проектная документация по электронному аукциону на проведение работ по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района во второй половине 2018 г. Место нахождения: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, село Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании необходимости проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва на 28.08.2018 до 12 часов 45 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы, Заказчик, ООО "Строительно-монтажный Трест N 1", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы после объявленного перерыва, своих представителей не направили.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии и размещенные на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "работы по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района во второй половине 2018 г. Место нахождения: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, село Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2".
Частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом и положением о закупке.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, в том числе установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства подразумевает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указано, что капитальный ремонт объектов капитального строительства - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Из изложенного следует, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация в полном объеме подлежит размещению в составе документации о закупке, аналогичная позиция изложена в Письме от 09.03.2016 N АЦ/14427/16, а также позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
При этом составление и размещение проектной документации на официальном сайте ЕИС в сфере закупок при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по текущему ремонту законодательством о контрактной системе Российской Федерации не предусмотрено.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что виды работ по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района, что перечисленные в описании объекта закупки не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Ввиду установленного, Комиссия пришла к выводу, что заказчик - Администрация Тасеевского района правомерно не разместила на официальном сайте ЕИС в сфере закупок проектную документацию, поскольку объектом закупки является текущий ремонт мягкой кровли здания администрации.
Таким образом, довод подателя жалобы о необходимости размещения проектной документации в полном объеме на официальном сайте ЕИС в сфере закупок про приведении электронного аукциона на проведение на проведение работ по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района во второй половине 2018 г. Место нахождения: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, село Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2 является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки, установлены следующие нарушения.
1. Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы по существу было установлено, что ремонтные работы мягкой кровли, предусмотренные в описании объекта закупки не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, ввиду чего у заказчика отсутствует обязанность размещать проектную документацию на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.
При этом, в пункте 1.1 проекта контракта документации об аукционе, указано: заказчик поручает, подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района, (далее - работы) в строгом соответствии с проектом (Приложение N1) и сметным расчетом (Приложение N2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, утвержденными Заказчиком, при этом Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по условиям настоящего контракта.
Следовательно, ссылка в документации об аукционе на наличие проектной документации, при ее фактическом отсутствии у заказчика, является недействительной и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В описании объекта закупки заказчиком приведены материалы, необходимые для выполнения работ, среди которых использован товарный знак "ТехноНИКОЛЬ" и указано его необходимое количество, при этом отсутствует указание о возможности использования "эквивалента" при выполнении работ, а также показатели, позволяющие определить соответствие товара требованиям, установленным заказчиком.
Действия заказчика, выразившиеся в неуказании показателей, позволяющих участникам закупки определить соответствие товара, используемого при выполнении работ требованиям заказчика, установленным в описании объекта закупки.
3. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте контракта документации об аукциона на выполнение "работ по ремонту мягкой кровли здания администрации Тасеевского района во второй половине 2018 г. Место нахождения: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, село Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2", пеня, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом - отсутствует, что нарушает положения части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом определены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
В пункте 3 Правил указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
То есть, пунктами 3 и 4 Правил предусмотрена ответственность поставщика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в случае если закупка была проведена без ограничений, установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и в случае если такое ограничение было установлено заказчиком при размещении закупки.
Необходимо отметить, что в Извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение, в соответствии с которым закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.
Таким образом, установление ответственности поставщика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10% цены контракта является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 20 аукционной документации перечислены требования к участникам аукциона в соответствии с пунктами 3-10 части 1, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом в Извещении о проведении электронного аукциона такие требования к участникам закупки не установлены, что нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать аналогичную информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В Извещении о проведении электронного аукциона установлен размер обеспечения исполнения контракта - 33 352,90 рублей, то есть 5% начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 7.1 проекта контракта документации об аукционе указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 64 091,11 рублей.
Таким образом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, указанная в извещении противоречит информации, указанной в проекте контракта аукционной документации, что является нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.08.2018 года, участнику электронного аукциона с порядковым номером заявки 18 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании: "пункта 2 части 4 статьи 67 Закона 44-ФЗ (несоответствие техническому заданию (пункт 2 и пункт 8 ведомости материалов и работ по ремонту мягкой кровли в здания администрации Тасеевского района))".
Таким образом, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией отсутствует обоснование решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику с порядковым номером заявки 18 с указаниями конкретных положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка, а так же положений самой заявки участника электронного аукциона.
Действия аукционной комиссии выразившиеся в нарушении требований к содержанию протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе являются нарушением требований пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-монтажный Трест N 1" необоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Тасеевского района нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, части 5, 8 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Аукционной комиссии и оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
7. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика и членов аукционной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.А. Шпаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 августа 2018 г. N 1040
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2018