Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии сторон по настоящему делу, извещенных надлежащим образом, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки.
06.08.2018 в Сахалинское УФАС России посредством электронной почты поступила жалобы общества с ограниченной ответственностью "СИД-СТРОЙ" (далее - заявитель, общество) о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Уведомлением-требованием от 06.08.2018 N 05-3454 рассмотрение жалобы по существу назначено на 10.08.2018 на 14 часов 45 минут.
09.08.2018 до рассмотрения жалобы по существу от общества поступило заявление об отзыве жалобы.
Вместе с тем, на основании приказа Сахалинского УФАС России от 13.08.2018 N 232 о проведении внеплановой проверки закупки по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м" (извещение N 0361300004618000171), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) проведя внеплановую проверку в отношении действий Уполномоченного органа - Администрации Углегорского городского округа (отдел муниципального заказа) (далее - уполномоченный орган), утвердившего аукционную документацию при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, установила следующее.
06.07.2018 09:29 на официальном сайте единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м" (извещение N 0361300004618000171) (далее - аукцион).
06.07.2018 11:22, 20.07.2018 16:32 уполномоченным органом в извещение о проведении аукциона, а также в документацию электронном аукционе внесены изменения.
Начальная (максимальна) цена контракта - 40 783 880 руб. 00 коп.
Дата и время окончания подачи заявок - 06.08.2018 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.08.2018 N 176-Р по окончанию вышеуказанного срока подано 4 (четыре) заявки с регистрационными номерами 7, 60, 195, 235, по результатам рассмотрения которые признаны соответствующие требованиям аукционной документации и требованиям Закона о контрактной системе.
Из протокола проведения электронного аукциона от 13.08.2018 следует, что только участники с регистрационными номерами 7, 195 приняли участие в аукционе. Снижение начальной максимальной цены контракта составило 0.50%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.08.2018 N 176-И заявка участника с регистрационным номером 195 - ООО "Ажур" признана победителем электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу приведенных положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок при это необходимо сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Кроме этого, необходимо учитывать, что при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанно выше Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 заказчики, осуществляющие закупку по правилам вышеуказанного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки, в том числе разработать инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы у участников закупки не возникали ошибки технического характера при заполнении и формировании своих заявок, при этом необходимо учитывать, что инструкция по заполнению заявки должна быть установлена должным образом, то есть не вызывать двоякого понимания потребности заказчика и предоставления недостоверной информации, что в последствии может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В пункте 27 технического задания, заказчиком установлены следующие требования к товару "Стеновое кольцо":
27 |
Стеновое кольцо |
|
диаметр |
700/840, 1500/1680 |
|
мм |
Высота |
290/590/890 |
|
мм |
|||
Класс бетона |
В15 |
|
|
|||
Морозостойкость бетона |
Не менее 150 |
|
Циклов |
|||
Водонепроницаемость бетона |
не менее W6 |
|
|
|||
Объем бетона |
не менее 0,022 |
|
м3 |
|||
Вес |
Не менее 130 |
|
кг |
|||
Диаметр арматуры |
не менее 8 |
|
мм |
|||
Потребление арматуры |
Не менее 1,64 |
|
кг |
При этом диаметр и высота стенового кольца указан через знак "/".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки установленной в пункте 28 информационной карте аукционной документации знак "/" разделяющий характеристики товара (материала) свидетельствует о том, что необходимо перечислить все указанные типы или виды, или марок и т.п. товаров (материалов), и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества.
Вместе с тем, согласно разъяснениям положений аукционной документации от 19.07.2018 заказчик указал, что в пункте 27 технического задания показатели диаметра 700/840, 1500/1680 понимать соответственно внутренний/внешний диаметр. Остальные характеристики указываются по техническому заданию, руководствуясь инструкцией по заполнению заявки.
Из указанного следует, что заказчику по пункту 27 технического задания необходимо поставить два стеновых кольца с внутренним диаметром 700 мм, внешним 840 мм и внутренним диаметром 1500 мм, внешним 1680 мм. При этом три стеновых кольца с высотой 290 мм, 590 мм, 890 мм.
Однако показатели - Класс бетона; - Морозостойкость бетона; - Водонепроницаемость бетона; - Объем бетона; - Вес; - Диаметр арматуры; - Потребление арматуры указаны для одного стенового кольца. При этом Комиссией учитывается, что стеновые кольца, разных высот и диметров имеют разные характеристики, в частности по указанным выше показателям товара.
Указанные обстоятельства с учетом положений документации в совокупности позволяют Комиссии сделать вывод о том, что заказчик в отношении товара "Стеновые кольца" конкретных требований, позволяющих определить его потребность, не установил. Более того, установленные заказчиком требования в пункте 27 технической части документации приводят к двоякому пониманию потребностей заказчика, что исходя из принципов контрактной системы в сфере закупок, недопустимо. Следовательно, заказчик нарушил положения пунктов 1, 2 части 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку не установил должным образом показатели товара, при этом допустил в описании объекта закупки требования к товарам, которые ведут к ограничению количества участников. Более того, не установил в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки, а именно допустил ее двоякое понимание.
На основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Согласно инструкции по заполнению заявки информация, которая содержится в заявке на участие в электронном аукционе участника на момент подачи заявки должна быть достоверной, не должна допускать двусмысленных толкований.
Не указание всех необходимых характеристик материалов, изделий, конструкций, расценивается комиссией как несоответствие заявки требованиям документации и влечет отказ в допуске к участию в аукционе.
Согласно первой части заявки победителя электронного аукциона по товару "Стеновое кольцо" участником предложено следующие характеристики:
Диаметр - 700/840, 1500/1680;
Высота - 290/590/890;
Класс бетона - В15;
Морозостойкость бетона - 150
Водонепроницаемость бетона - W6;
Объем бетона - 0,03;
Вес - 140;
Диаметр арматуры 12;
Потребление арматуры - 1, 64.
Таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, Комиссия приходит к выводу, что участником аукциона ООО "Ажур" в первой части заявки неуказанны все характеристики по товару "Стеновое кольцо", то есть, предлагая к поставке стеновые кольца с внутренним диаметром 700 мм, внешним 840 мм и внутренним диаметром 1500 мм, внешним 1680 мм и три стеновых кольца с высотой 290 мм, 590 мм, 890 мм, таким участником не указаны характеристики - Класс бетона; - Морозостойкость бетона; - Водонепроницаемость бетона; - Объем бетона; - Вес; - Диаметр арматуры; - Потребление арматуры по всем стеновым кольцам, а указаны лишь по одному из них.
Следовательно, такая заявка в силу положений аукционной документации, а также нормам Закона о контрактной системе подлежала отклонению.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии установлены нарушения пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившиеся в незаконном допуске участнику с регистрационным номером 195 на участие в аукционе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки закупки при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м" (извещение N 0361300004618000171) признать уполномоченный орган - Администрацию Углегорского городского округа (отдел муниципального заказа), утвердившего аукционную документацию нарушившим положения пунктов 1, 2 части 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. По результатам проведения внеплановой проверки закупки при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м" (извещение N 0361300004618000171) признать аукционную комиссию - Администрацию Углегорского городского округа (отдел муниципального заказа), нарушившей положения пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу (аукционной комиссии) - Администрации Углегорского городского округа (отдел муниципального заказа) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 1 настоящего Решения
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 августа 2018 г. N ВП-64/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2018