Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Солонина К.В.- начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон: от уполномоченного органа: Акопян Г.Р., по доверенности от 04.07.2018, Преснякова А.А., по доверенности от 16.08.2018, в отсутствии представителя от заказчика, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грант" (ИНН 7841484137) (далее Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) (далее Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация котельных Долинского района. Котельная г. Долинск" (извещение N 0161300006318000163) (далее - открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
17.08.2018 (вх.N2593-эл) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (далее Уполномоченный орган) не согласился с доводами Заявителя, представив устные и письменные пояснения; считает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии не прибыл, письменных возражений относительно заявленных доводов жалобы не представил.
Комиссия, заслушав представителей Уполномоченного органа и Заявителя, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
06.08.2018 14:07 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе 0161300006318000163.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки, а именно: по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" будет оцениваться количество копий контрактов (договоров), с приложением актов выполненных работ за последние 5 лет, с приложением положительных заключений экспертизы на разработанную проектную документацию объектов, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов в соответствии со СНиП II-7-81(все листы). При этом, оценивается общее количество контрактов, договоров по осуществлению проектных работ зданий и сооружений, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов, в соответствии со СНиП II-7-81, стоимостью не менее 90% от начальной (максимальной) цены контракта в рамках каждого контракта (договора), заключенных и надлежаще исполненных участником за последние 5 лет со всеми приложениями к ним. Заявитель считает, что вышеуказанное требование незаконное и носит дискриминационный характер.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, заказчик имеет право установить в конкурсной документации требование к участнику закупки о наличии у последнего необходимой квалификации, измеряемой, в числе прочего, опытом выполнения работ, связанных с предметом контракта, то есть сопоставимых по характеру и объему с работами, являющимися предметом контракта, подлежащего заключению по результатам закупки.
В п. 2 р. IV "КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ" установлены нестоимостные критерии оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Согласно п. 2.1.1 п. 2 р. IV "КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" будет оцениваться количество копий контрактов (договоров), с приложением актов выполненных работ за последние 5 лет, с приложением положительных заключений экспертизы на разработанную проектную документацию объектов, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов в соответствии со СНиП II-7-81(все листы).
В п. 2.1.1.1 указано, что оценивается общее количество контрактов, договоров по осуществлению проектных работ зданий и сооружений, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов, в соответствии со СНиП II-7-81, стоимостью не менее 90% от начальной (максимальной) цены контракта в рамках каждого контракта (договора), заключенных и надлежаще исполненных участником за последние 5 лет со всеми приложениями к ним. Опыт участника подтверждается копиями контрактов, договоров (в полном объеме), а в случае изменения условий контракта, договора в ходе его исполнения - копией соответствующего дополнительного соглашения и последними актами приемки выполненных работ, отражающими окончательную цену контракта, договора, и копией положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объекту и положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта. По данному показателю участник получает 100 баллов, при этом в конкурсной документации не указывается количество контрактов, которые необходимо представить в качестве подтверждения опыта.
Следовательно, для получения 100 баллов участнику достаточно представить один надлежаще исполненный контракт за последние 5 лет по осуществлению проектных работ зданий и сооружений, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов, в соответствии со СНиП II-7-81, стоимостью не менее 90% от начальной (максимальной) цены контракта.
Каких-либо ограничений в части степени детализации критериев оценки заявок на участие в закупке законом не установлено, в связи с чем для оценки опыта участника закупки заказчик вправе учитывать любую, но только связанную и сопоставимую с предметом контракта деятельность участника, отвечающую интересам наиболее эффективного выполнения работ, однако данное условие не должно нарушать положения Закона о контрактной системе.
Кроме того, законодательство не ограничивает заказчика устанавливать требования к участнику закупки по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в виде предоставления контракта сопоставимого по цене с контрактом на который объявлена закупка.
Как указано выше от участника не требуется представить контракт, который обязательно должен превышать начальную (максимальную) цену контракта, а, следовательно, предмет объявленной закупки и объем работ, выполненных ранее претендентом, может быть признан сопоставимым по объему.
Кроме того, Заявитель не представил доказательств, что контракт в качестве подтверждения опыта выполненный на сумму менее 90 % от цены контракта, будет сопоставим по характеру и объему с контрактом на право заключения которого объявлена закупка.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация не содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Комиссией не усмотрено в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба Заявителя признается необоснованной.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грант" (ИНН 7841484137) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Производственно-техническое объединение" (ИНН 6503013550) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация котельных Долинского района. Котельная г. Долинск" (извещение N 0161300006318000163) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии Н.А. Казанов
С.А. Дубровина
Исп. Дубровина С..А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 августа 2018 г. N 315/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018