Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - не явился, извещен надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., доверенность N 2 от 09.041.2018,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОВ-ЭКО" (ИНН 7720325340) (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) (далее - Уполномоченное учреждение) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка бахил" (извещение N 0361200015018004932) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
20.08.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения аукционной документации, утвержденной уполномоченным учреждением, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом Общество указывает на то, что бахилы, указанные в Техническом задании (30 микрон пленка) очень плотные, поэтому больницам такие бахилы не нужны. Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана не понятно на какие бахилы, но за ту цену, которая прописана за единицу товара невозможно поставить такие бахилы.
На основании изложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами Заявителя, представили устные и письменные возражения, из которых следует, что требования аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
13.08.2018 на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 406 250 рублей 00 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 29.08.2018 11 часов 00 минут.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при составлении описания объекта закупки применяется правило: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены следующие требования к товару:
Nп/п |
Наименование |
Характеристика товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Бахилы |
Медицинские одноразовые. Материал: полиэтилен. Толщина: не менее 30 мкм. Размеры: длина - не менее 380 мм, высота - не менее 140 мм. Резинка двойная цельная. |
Пар. |
2 725 000,00 |
Из представленных Уполномоченным учреждением пояснений следует, что при описании объекта закупки заказчик исходил из своих потребностей и потребностей посетителей медицинских учреждений.
Более того, об объективности и разумности описания объекта закупки, а также о наличии конкурентного рынка в отношении товара необходимого заказчику, свидетельствуют коммерческие предложения трех компаний поставщиков, которые выразили готовность поставить бахилы полностью соответствующие по своим потребительским свойствам Техническому заданию аукционной документации.
Вместе с тем Уполномоченным учреждением ранее размещались идентичные закупки, по которым аукционы состоялись, контракты заключены и полностью исполнены.
Также представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что бахилы толщиной менее 30 микрон спадают с обуви и быстро рвутся при использовании, что значительно увеличивает расход бахил в медицинских учреждениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России, Уполномоченным учреждением представлены коммерческие предложения поставщиков бахил, которые готовы поставить товар соответствующий требованиям документации об электронном аукционе.
Приведенные выше обстоятельства, а также представленные Уполномоченным учреждением доказательства, свидетельствуют об отсутствии ограничения конкуренции и нарушении положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также организационной структурой учреждения.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства о необходимости внесения изменений в аукционную документацию, в части изменения толщины бахил, а также не конкретизировал, в чем именно состояло нарушение его прав и законных интересов.
Также из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчики руководствовались существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением ими основной деятельности. При этом учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчиков.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчики не ограничили свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждает необоснованность жалобы Заявителя.
Вместе с тем, в рассматриваемой жалобе содержится довод на обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в том числе в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
При таких обстоятельствах контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Сахалинского УФАС России, в связи с чем, данный довод Заявителя по существу не рассматривается.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОВ-ЭКО" (ИНН 7720325340) на положения аукционной документации, утвержденной Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка бахил" (извещение N 0361200015018004932) - необоснованной.
2. Довод на обоснование начальной (максимальной) цены по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 августа 2018 г. N 317/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2018