Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.М. Беляевой,
при участии представителей:
ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам (контрактная служба) ДЗМ": Огородникова В.В., Бреля А.А., Ефтени Л.Г., Кисиной А.Г.,Федотовой О.С.,
Тендерный комитет: Богдановой Е.В.,
ООО "Центр Слуха": Федосовой О.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Центр Слуха" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам (контрактная служба) ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов (РМ2018-000084) (Закупка N0173200001418000961) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.08.2018 NТФ/39913/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, например такие как:
Поз. N2 "Слуховые аппараты сверхмощные цифровые программируемые высокотехнологичные": Бинауральная синхронизация переключения программ и регулировки громкости; Функция компрессии и смещения неслышимых высокочастотных звуков в зону с сохранным остаточным слухом; Функция автоматического переключения в отдельную, независимо настраиваемую программу для подключения FM-систем;
Поз. N3 "Слуховые аппараты заушные сверхмощные высокотехнологичные цифровые программируемые многоканальные в миниатюрном корпусе": Световой индикатор состояния работы слухового аппарата; Бинауральная координация кнопки-переключателя; Бинауральная система подавления обратной связи; Беспроводное соединение с внешними источниками (телевизор, персональный компьютер); Возможность управлять СА с пульта ДУ;
Поз. N5 "Слуховые аппараты заушные сверхмощные цифровые программируемые в миниатюрном корпусе": Трансформация высокочастотных звуков в низкочастотный диапазон слуха; Беспроводная бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ;
Поз. N6 "Слуховые аппараты заушные сверхмощные цифровые программируемые широкополосные": Трансформация высокочастотных звуков в низкочастотный диапазон слуха; Беспроводная бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ; Световая индикация работы слухового аппарата;
Поз. N12 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые программируемые высокотехнологичные": Бинауральная беспроводная синхронизация переключения программ и регулировки громкости; Возможность подключения и использования устройства беспроводной связи для управления слуховым аппаратом и передачи в него аудио сигнала от внешних устройств;
Поз. N16 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые программируемые высокотехнологичные широкополосные": Беспроводная бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ; Самообучение предпочтительным пользовательским настройкам;
Поз. N17 "Слуховые аппараты заушные мощные цифровые программируемые многоканальные многопрограммные": Беспроводная бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ; Поз. N27 "Слуховые аппараты заушные средней мощности цифровые программируемые многоканальные многопрограммные": Беспроводная бинауральная синхронизация регулировки громкости и переключения программ; Самообучение предпочтительным пользовательским настройкам;
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системы на заседании Комиссии Управления представителями Заказчика представлены подробные обоснования в отношении обжалуемых Заявителем характеристик товаров.
Так на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что, например, характеристика "Бинауральная синхронизация переключения программ и регулировки громкости" обеспечивает пациенту автоматически согласовывать громкость и программы современных цифровых возможность функций в 2-х аппаратах, что чрезвычайно затруднительно делать инвалиду вручную на каждом аппарате с помощью регуляторов и кнопок в течение всего времени ношения аппаратов; "Световой индикатор состояния работы слухового аппарата" предупреждает пользователя о необходимости замены элемента питания, информирует о типе включенной программы прослушивания, а также информирует родителя о работе слухового аппарата у ребенка; "Бинауральная система подавления обратной связи; Беспроводное соединение с внешними источниками (телевизор, персональный компьютер)" обеспечивает свободное и удобное общение, просмотр телевизора, связь с компьютером, телефоном при наличии дополнительных устройств.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам вышеуказанных товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик имеет потребность именно в слуховых аппаратах с указанными в техническом задании техническими характеристиками. Кроме того, совокупности технических характеристик по каждой позиции Технического задания соответствуют слуховые аппараты нескольких производителей, что также подтверждается сведениями, изложенными в жалобе Заявителя.
На основании вышеизложенного, а также с учетом представленных Заказчиком возражений, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы в части установления избыточных и детализированных требований к товарам не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2 .Согласно доводам жалобы, в технической части аукционной документации Заказчиком установлены характеристики слухового аппарата без допустимых отклонений, например такие как:
по п. N2 - "Максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ не менее 142 дБ".
по п. N12 -"Максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ не менее 127 дБ".
При этом, согласно п. 5.1.4 ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", допустимые отклонения полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального и должно быть не более _5 дБ, максимального ВУЗД насыщения, максимального ВУЗД90 или ВУЗД90 на контрольной частоте, ВУС90 на контрольной частоте от номинального должно быть не более _4 дБ.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что допустимые отклонения обусловлены наличием технологических погрешностей при производстве и метрологических погрешностей при контроле качества произведенных слуховых аппаратов и контроле параметров слуховых аппаратов. Диапазоны допустимых отклонений определяют границы, в которых истинное (номинальное) значение параметра находится с заданной и приемлемой вероятностью. Данные отклонения принимаются во внимание производителя слуховых аппаратов при указании истинных (номинальных) значений технических характеристик, в связи с чем Заказчиком при описании объекта закупки используется указание на номинальные значения вышеуказанным параметров.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы в позиции 6, 11, 13, 17, 22 Приложении N1 к контракту (техническое задание) аукционной документации Заказчиком установлены следующие параметры: частотный диапазон (верхняя и нижняя граница). При этом, характеристика "частотный диапазон" устанавливается только производителем.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что частотный диапазон связан с максимальным ВУЗД 90 и максимальным усилием, в связи с чем в Техническом задании указываются требования к верхней и нижней границе частотного диапазона для каждой позиции. Широкий частотный диапазон определяет возможности протезирования и способность слухового аппарата компенсировать потери слуха как в низкочастотной, так и в высокочастотной областях.
Также, Комиссия Управления отмечает, что Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. В своей жалобе Заявитель указывает, что в позициях 6, 15, 25, 33 Приложения N1 к контракту (техническое задание) аукционной документации Заказчиком установлены следующие параметры: Многоканальность (не менее 17 каналов) или бесканальность. Вместе с тем, данные характеристики не являются аналогами и не эквивалентны друг другу, поскольку канал - это фильтр, рассчитанный на определенный частотный диапазон, который анализируется, обрабатывается и воспроизводится слуховым аппаратом одним и тем же способом; 17 - канальная автоматическая цифровая обработка звукового сигнала без внешнего вывода каналов на интерфейс настроечной определенной программой.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что бесканальный тип обработки цифрового сигнала анализирует каждый входящий звук на особом уникальном уровне и устанавливает необходимое усилие 20000 в секунду, тем самым усиливая каждую индивидуальную фонему, т.е система не разделяет входящий звуковой сигнал на зафиксированные каналы и полосы, выдавая точное и плавное усиление на всем диапазоне частот. Эквивалентность достигается при условии увеличения количества цифровых каналов, что обеспечивает аналогичную сглаженную кривую усиления.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем в составе жалобы не представлено каким образом данное требование к товарам ограничивает количество участников закупки и препятствует подготовке заявки на участие в аукционе, с учетом достаточного количества производителей слуховых аппаратов с характеристиками, соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Центр Слуха" на действия ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 20.08.2018 NТФ/39913/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии: А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
И.М. Беляева
исп. Сологов Д.А. 8-495-784-75-05, доб.180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 августа 2018 г. N 2-57-10386/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2018