Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России) в составе:
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ "КДКБ N1" (МНН: Имипенем+[Циластатин]) (извещение N0320300101318000163) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности и выполнения государственных функций.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 N 44-ФЗ, Техническое задание на поставку лекарственных препаратов содержит информацию о Международном непатентованном наименовании (МНН), характеристиках, единицах измерения и количестве закупаемого лекарственного препарата. При этом указаний на знаки обслуживания, только фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя аукционное задание не содержит.
Обязательными требованиями Заказчика является поставка лекарственного препарата в соответствии с положениями Технического задания, значимыми для Заказчика и оказывающими влияние на клиническую эффективность, качество и безопасность выполнения им деятельности в рамках имеющейся лицензии, так как товар, поставка которого является предметом закупки, применяется в медицинской практике для лечения и профилактики заболеваний, вызванных микробными (бактериальными) патогенами, в том числе больных с сопутствующей патологией и особыми состояниями, требующими оказания экстренной и неотложной помощи, что повышает требования к эффективности и безопасности закупаемых лекарственных препаратов.
Заявитель ссылается на недопустимость указания характеристик лекарственного препарата МНН: Имипенем+Циластатин, по его мнению, приводящих к ограничению потенциального числа участников торгов, а именно:
"Должно отсутствовать увеличение риска развития судорог при введении дозы 500 мг пациентам с клиренсом креатинина 6-20 мл/мин/1,73м2 согласно инструкции по медицинскому применению препарата.
- Применение препарата не должно вызывать полиартралгию согласно инструкции по медицинскому применению препарата.".
По мнению Заявителя, требованиям технического задания соответствует только один из зарегистрированных лекарственных препаратов МНН: Имипенем+Циластатин, это ТН Гримипенем, производства ООО "АБОЛмед" - Россия (ООО "ПФК "Пребенд"), ЛСР-008834/08.
Вместе с тем, согласно пояснениям заказчика согласно данным государственного реестра лекарственных средств, требованиям технического задания полностью соответствуют как минимум три лекарственных препарата под торговыми наименованиями:
a. ТН: Аквапенем, РУ N ЛП-002698 от 07.11.2014 (производитель РУ - Аквариус Энтерпрайзис - Индия);
a. ТН: Гримипенем, РУ N ЛСР-008834/08 от 06.11.2008 (производитель - ООО "АБОЛмед" - Россия);
b. ТН: Имипенем и Циластатин Спенсер, РУ N ЛСР-001340/07 от 29.06.2007 (производитель - Акорн Индия Пвт.Лтд, Купер Фарма - Индия).
Заявитель приводит в доказательство анализ инструкций с МНН: Имипенем+Циластатин по отсутствию в противопоказаниях ограничений по применению у пациентов с тяжелой почечной недостаточностью (с клиренсом креатинина менее 5 мл/мин/1,73 м2), не читая Технического задания, где указано: Должно отсутствовать увеличение риска развития судорог при введении дозы 500 мг пациентам с клиренсом креатинина 6-20 мл/мин/1,73м2 согласно инструкции по медицинскому применению препарата.
Характеристика "Должно отсутствовать увеличение риска развития судорог при введении дозы 500 мг пациентам с клиренсом креатинина 6-20 мл/мин/1,73м2 согласно инструкции по медицинскому применению препарата" обусловлена тем, что подобное осложнение может вызвать необратимые последствия в здоровье пациента. Судорожный синдром опасен не только тем отрицательным воздействием, которое судороги оказывают во время своего возникновения на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы и органы, но и тем, что они могут быть дебютом эпилепсии, многих психических и психосоматических заболеваний в будущем.
Характеристика "Применение препарата не должно вызывать полиартралгию согласно инструкции по медицинскому применению препарата" обусловлена тем, что полиартралгия - один из симптомов, а иногда и побочных явлений суставных болей, который возникает сразу в нескольких суставах организма человека. Часто является побочным эффектом применения лекарственных препаратов при комбинированных терапиях антибиотиками и/или при тяжелых и средней тяжести заболеваниях. Он практически всегда сопровождается другими проявлениями воспаления - отёчностью, деформацией сустава, ограничением подвижности. Поэтому важно иметь лекарственное средство, отвечающее потребностям пациентов, поскольку нередко это первое свидетельство развития опасного для жизни заболевания.
Постановление Правительства РФ N1380 от 15.11.2017, на которое также ссылается заявитель, не регулирует (пункт 5) указание требований по терапевтическим характеристикам, необходимым Заказчику.
Участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке лекарственные средства, соответствующие требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчиков. Количество таких участников не ограничено.
Основным законодательным актом РФ в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от "21" ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - "ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, не должны противоречить нормам этого федерального закона.
Статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Кроме того, на основании протокола рассмотрения заявок извещение N 0320300101318000163 от 03.08.2018 г. на участие в электронном аукционе подано 4 (четыре) заявки с различными торговыми наименованиями, две из которых, разных производителей и полностью соответствующих требованиям Заказчика, допущены к участию, а именно:
1) Имипинем и Циластатин Спенсер, Купер Фарма Индия
2) Аквапенем, Аквариус Энтерпрайзис Индия.
Тем самым описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ "КДКБ N1" (МНН: Имипенем+[Циластатин]) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 августа 2018 г. N 643/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018